Поствыборная зачистка партийного и избирательного законодательства, похоже, началась. Старт этому процессу был дан вчера во время «круглого стола», посвященного совершенствованию закона о партиях. Мероприятие прошло в рамках работы комитета «За чистые и честные выборы!», возглавляемого депутатом Госдумы Николаем Гончаром, когда-то независимым, а ныне состоящим в «Единой России». На этом мероприятии и была впервые публично озвучена идея увеличить минимальную численность, необходимую для регистрации политической партии, с нынешних 50 до 100 тыс. членов. При реализации этого проекта власти получат возможность легально убрать больше половины ныне существующих партий с российской политической сцены, и без того не очень изобильной.
Изначально предполагалось, что представители всех 13 состоящих в комитете партий изложат свои предложения по реформированию законов, после чего эти предложения будут суммированы и переданы в Центризбирком и Госдуму. Такой формат работы был изобретен после того, как председатель ЦИК
Владимир Чуров открестился от всякого участия в разработке поправок, мотивируя это «отсутствием законодательной инициативы» у своего ведомства. «Сначала он попросил, чтобы все политические партии предоставили свои варианты поправок в ЦИК, а он в свою очередь переадресует предложения по изменению закона Госдуме, -- напоминает корреспонденту «Времени новостей» историю вопроса юрист КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев. -- Но предложения разных партий во многом совпали. Чтобы «паровозов» не было, чтобы семипроцентный барьер понизить, чтобы отменить для зарегистрированных в Минюсте партий сбор подписей или повысить разрешенный процент брака в подписных листах с нынешних 5 до 15%, -- это наша планка, другие партии предлагали еще больше».
Подобное вольнодумство никак не могло вызвать восторга у г-на Чурова, который позиционирует себя как консерватор и не скрывает, что предпочел бы во всем сохранить статус-кво. Поэтому жаждущие ослабления законодательных гаек партийцы были переадресованы к г-ну Гончару.
Фейерверка идей на вчерашнем «круглом столе» не наблюдалось. Даже упомянутые товарищем Соловьевым предложения коммунистов оказались официально не оформленными. Тот же казус вышел с инициативами «Справедливой России». А представитель ЛДПР на просьбу поделиться наработками лишь неопределенно взмахнул рукой: «Обсуждаются!» «Движение вашей руки вкупе с вашей мимикой означает, что вождь не дал указаний?» -- проницательно вопросил Николай Гончар. «Ну в общем да», -- откровенно признался молодой человек. «Единая Россия» мудро прислала на мероприятие представителя своего московского отделения, который со вздохом сообщил: «По субординации мы все предложения передаем только наверх, в ЦК партии». Поэтому огласить их он не может. По паре инициатив нашлось у «Гражданской силы» и Партии социальной справедливости.
Главный с точки зрения политики пробный шар бросил Ярослав Вольпин, главный специалист управления политики Демократической партии. Взяв слово, он первым делом заявил о предложении увеличить обязательную для регистрации численность членов партии вдвое -- с нынешних 50 до 100 тыс. У самой Демпартии, кстати, такого числа приверженцев нет. Партийцы многозначительно переглянулись, но промолчали. Лишь эксцентричная лидер Партии мира и единства Сажи Умалатова, когда до нее дошла очередь, дала волю эмоциям. «Это попытка уничтожить партии! Зачем тогда надо было разваливать великую державу, чтобы вернуться к тому, от чего ушли? -- возмущалась она. -- Членство в партии в регионах и так проверяют сотрудники милиции. С собакой!»
Однако г-жа Умалатова возмущалась напрасно: если верить информации Вадима Соловьева, автором поправок о 100-тысячном членстве является не карманная прокремлевская Демпартия, а администрация президента. «Они могут быть рассмотрены в ближайшее время, требуется только подготовить почву или выбрать удачное время, -- поясняет юрист Компартии. -- Не исключаю того, что их «вбросят» в последнюю сессию перед каникулами и проведут в трех чтениях за один день». Сам г-н Гончар в беседе с корреспондентом «Времени новостей» опроверг эти сведения: «Информации о наличии готовых поправок у меня нет, думаю, это просто вброс!»
Однако его вчерашнее поведение оставляет простор для самых смелых догадок. На протяжении полуторачасовой дискуссии Николай Гончар то и дело торопил коллег, требуя поскорее предоставить одобренные политсоветами партий и официально оформленные поправки к законодательству. «Мы же сейчас войдем в лето! -- втолковывал он партийцам. -- Если не сделать этого до конца мая, то в сентябре проснется политический процесс!» Чем грозит этот «процесс», г-н Гончар не уточнил, но стало ясно, что он хочет как можно скорее передать в Госдуму предложения по реформированию связанных с выборами законов.
Драконовскую норму об обязательном членстве в партии 100 тыс. человек Ярослав Вольпин предложил «уравновесить», отменив избирательный залог и сбор подписей для зарегистрированных в Минюсте партий. Напрасное великодушие: при таких условиях шансы пройти перерегистрацию имеют только четыре парламентские партии -- «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». А им залоги и подписи на выборах и так не нужны. Из остальных десяти зарегистрированных партий нужной численностью может похвастаться разве что Аграрная. Планку в 100 тыс. членов может также преодолеть Демпартия, но по другой причине: она нужна Кремлю для создания иллюзии либеральной оппозиции. В этом качестве ее уже опробовали на президентских выборах 2 марта, когда из всех самовыдвиженцев Центризбирком зарегистрировал в качестве кандидата только лидера ДПР Андрея Богданова. А прочие нанопартии будут окончательно вычеркнуты из большой политики. Это вполне соответствует заявленному курсу на формирование в стране двух-, а то и полуторапартийной системы.