День
парламентских выборов в Грузии омрачился несколькими печальными инцидентами, в том числе и на фактической границе Грузии с непризнанной республикой Абхазия. В разгар голосования, около двух часов дня грузинская телекомпания «Мзе» передала в эфир кадры, на которых видна интенсивная стрельба вокруг двух пассажирских автобусов, по всей видимости, подорванных. Появились сообщения о ранении одной женщины из числа пассажиров -- этнических мегрелов из Гальского района Абхазии, ехавших в грузинский райцентр Зугдиди, чтобы проголосовать на парламентских выборах.
По информации грузинского министерства внутренних дел, инцидент произошел с абхазской стороны недалеко от охраняемого российскими миротворцами моста через реку Ингури, который якобы с утра был перекрыт для выезда желающих голосовать. Представитель президента Абхазии в Гальском районе Руслан Кишмария заверил, однако, что мост не закрывали. А стрельба и взрывы, с точки зрения абхазских властей и российских миротворцев, имели место, но происходили в Зугдидском районе, то есть на грузинском берегу Ингури.
«Это терроризм, -- охарактеризовал инцидент государственный министр по реинтеграции Грузии Темури Якобашвили в разговоре с корреспондентом «Времени новостей». -- Граждан Грузии, живущих в Абхазии, хотят запугать, чтобы они не ходили на выборы. Мы до этого воздерживались от ответов на провокации и будем воздерживаться и впредь. Но смотреть на это и бездействовать мы тоже не можем. Инцидент с автобусами красноречиво свидетельствует о том, что
существующий режим миротворческой операции не может обеспечить даже безопасность местных жителей».
Госминистр предположил, что в ближайшие часы прозвучат обвинения Грузии в очередной попытке дестабилизировать положение в зоне конфликта, но заранее назвал их абсурдными: «Мы что, стреляем сами в себя?» Грузия, по его словам, абсолютно не заинтересована в возобновлении боевых действий в Абхазии.
Президент Абхазии Сергей Багапш, который традиционно подводил вчера итоги своего визита в Москву на пресс-конференции в Интерфаксе, воздержался от прямых обвинений в адрес грузинской стороны, но заверил, что абхазская сторона к происшествию с автобусами отношения не имеет. Фактическая граница, по его словам, надежно контролируется, за все послевоенные годы Абхазия не допускала провокаций в отношении Грузии. «Зачем нам взрывать автобус? -- недоуменно спросил президент. -- Ну поехал автобус или два автобуса голосовать -- это что, изменит политическую ситуацию в Грузии?» По словам г-на Багапша, Абхазия не препятствовала проведению парламентских выборов в Грузии, но в целом эта процедура не имеет отношения к республике, стремящейся к независимости.
Г-н Багапш сделал также ряд важных замечаний относительно слухов вокруг интенсификации переговорных процессов в связи с грузино-абхазским конфликтом, о которых подробно писала вчера газета «Время новостей». Он рассказал о предмете переговоров с участием высокопоставленных представителей госдепа США и администрации президента Грузии, которые недавно посетили Сухуми. По словам абхазского президента, речь шла о выводе грузинских вооруженных сил из контролируемой Тбилиси Абхазской Сванетии (район Кодорского ущелья), а также о возможном заключении соглашения о мире и невозобновлении боевых действий. Г-н Багапш сообщил, что оппоненты пытались поставить вопрос также о выводе российских миротворцев, но эту идею Сухуми отверг категорически, согласившись обсуждать лишь сокращение своих собственных сил на подступах к Кодорскому ущелью.
Относительно пакета предложений, которые в последние несколько дней фактически внесены грузинской стороной (создание поста вице-президента Грузии -- представителя Абхазии, право вето абхазской автономии по любому вопросу, затрагивающему эту территорию, создание свободной экономической зоны в Гальском и Очамчирском районах), г-н Багапш высказался вполне определенно: «Абхазию интересует независимость, а не должности в грузинском руководстве». Глава Абхазии заявил, что Абхазию не тревожит возможное вступление Грузии в НАТО, но предостерег, что такое размежевание окончательно сотрет то общее, что еще объединяет республики.
Сергей Багапш неожиданно предложил не вмешивать Россию в переговорный процесс между Сухуми и Тбилиси, хотя сама его пресс-конференция происходила в Москве. Он сообщил, что никаких соглашений пока не достигнуто, но не исключил, что прогресс возможен в случае вывода грузинских войск из Кодори. Абхазский лидер вообще был довольно миролюбив. Он сообщил, что Абхазия ожидает нынешним летом не менее миллиона туристов из России. Желающих приехать он заверил, что власти республики сделают все для полноценного отдыха гостей.
Со своей стороны госминистр по интеграции Грузии сравнил стремление россиян отдыхать в Абхазии с поездками в Юго-Восточную Азию после разрушительного цунами 2005 года. По словам Темури Якобашвили, российских туристов ждут и в самой Грузии -- например, на черноморских курортах Аджарии. Практически повторив слова президента Абхазии, госминистр заверил, что война в регионе не нужна ни Грузии, ни России, ни Абхазии. Он выразил надежду, что оба конфликта -- в Южной Осетии и Абхазии -- удастся решить по существу к 2014 году, когда российский Сочи должен стать столицей зимних Олимпийских игр.