Время новостей
     N°88, 22 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.05.2008
Вызов принял
Новый министр культуры отказывается быть цензором
Свеженазначенный министр культуры РФ Александр Авдеев, бывший посол России во Франции, вчера впервые выступил перед журналистами в новом качестве. На вопрос о его реакции на предложение занять такой по видимости непрофильный для него пост бывший замминистра иностранных дел ответил: «Для меня было неожиданным такое предложение. Но это очень почетное предложение и ответственное. Это, во-первых, знак большого внимания и надежд, которые возлагаются на российские дипломатические кадры. Коллеги, мои товарищи по прежней работе, -- это сильные работники и хорошие патриоты. Второе -- это какой-то мужской вызов, надо подтянуть. Хотя может и не получиться, но буду стараться».

Подтянуть работу отрасли г-н Авдеев надеется прежде всего с помощью увеличения бюджета: «Бюджет маленький, бюджет падающий, сокращающийся. Вот свет в окошке здесь -- это заявление председателя "Единой России" Грызлова (на самом деле председатель "Единой России" Владимир Путин, а Борис Грызлов-- председатель высшего совета партии. -- Ред.) о том, что за три года надо добиться удвоения бюджета (на культуру. -- Ред.). Я хочу обратить ваше внимание, что зарплата работников в сфере культуры в два раза ниже, чем средняя зарплата по России».

Однако это только часть проблем. Как человек, хорошо знающий мировую ситуацию, г-н Авдеев не строит иллюзий относительно российской ситуации: «Во Франции гражданское общество существует два века, а мы существуем 15 лет. Естественно, нас нельзя сравнивать механически. Мы еще не созревшее гражданское общество»... «а рамки свободы раздвигаются по мере созревания гражданского общества».

Вообще словосочетание «гражданское общество» новый министр культуры произносил довольно часто. Что касается конкретных художественных взглядов, новый министр дипломатично разделил мнение старого, сообщив, что был на одиозной выставке соц-арта в Париже и что 95% представленного на ней искусства ему понравилось: «соц-арт -- это действительно очень интересное направление. Не понравилось мне только процентов пять того, что туда попало не совсем корректным путем, независимо от того, кто нес за это ответственность».

В элегантной форме это ровно те же претензии, что и у Соколова. При этом г-н Авдеев не преминул добавить: "Министерство -- это не цензор, и я не собираюсь окриком влиять на художественный выбор музеев. Нет таких прав и такого желания. Это неэтично. Но спросить за появление пошлости в той или иной выставке не только могу я, но мы можем все, потому что мы являемся гражданами и общественностью».

Наиболее уверенно и развернуто новый министр говорил о реституции -- тут его дипломатическое прошлое дает ему максимальные преимущества. Позиция у него твердая: «Во-первых, у нас хорошие законы. Во-вторых, надо решать эту тяжелейшую проблему на основе хорошего рабочего контакта и взаимопонимания с Думой. В-третьих, переговоры должны вестись ответственно таким образом, чтобы не только отдавать, но и получать. Кстати говоря, это один и тот же процесс, потому что если мы не будем отдавать по нашему закону, то мы и не будем получать по чужим законам. Но надо отдавать то, что можно отдавать, то, что положено по закону и, я бы сказал, по совести. Но и надо требовать назад возвращения огромных культурных ценностей, которые были похищены с оккупированных территорий. Я когда-то занимался предметно этим вопросом".

"Наши международные партнеры должны знать, что мы рассчитываем на их усилия в возвращении нам тех наших культурных богатств, которые осели в частных коллекциях. Это не наша забота, это забота руководителей тех стран, в которых находятся эти коллекции. Это их ответственность по международным соглашениям. А отдавать мы должны также то, что мы можем отдать по нашему закону, когда имеется ситуация консенсуса между Думой, правительством и общественностью», -- считает г-н Авдеев.

В общем, можно сделать вывод, что г-н Авдеев и на новом посту намерен осуществлять то же внутреннее задание, которое вело его по жизни и прежде: «... Культура -- важный элемент миротворчества. Культура -- это элемент сегодня безопасности и мира».

Про своих предшественников г-н Авдеев ничего конкретного не сказал, объявив только, что реорганизация займет два месяца и что бывшие министры Соколов и Швыдкой помогают ему войти в курс дела.

По слухам, активно циркулирующим в кулуарах, одним из кандидатов на место заместителя министра остается Михаил Швыдкой. Но никаких конкретных инициатив по кадрам или другим реальным шагам новый министр так и не озвучил, оставив у собравшихся впечатление человека вежливого, хорошо собой владеющего и очень сдержанного. Каким, в сущности, и должен быть настоящий дипломат. А должен ли быть таким министр культуры -- посмотрим.

Алена СОЛНЦЕВА