Закончено расследование дел в отношении бывших руководителей Пенсионного фонда России
Следственный комитет (СК) при МВД закончил расследование уголовных дел в отношении бывшего исполнительного директора Пенсионного фонда России (ПФР) Николая Крецу и руководителя правового департамента фонда Зои Селивановой. По версии следствия, они, используя госсредства, перевели в собственность сотрудников фонда девять квартир. Сумма ущерба, по оценке следователей, составила более 43,5 млн рублей.
Также на скамье подсудимых вскоре окажется и бывший начальник отдела материально-технического обеспечения Главного управления подведомственных организаций и материально-технического обеспечения ПФР Зоя Кирюхина. По версии следствия, она злоупотребила своими должностными полномочиями, не сумев «организовать прием и последующую отправку персональных компьютеров и вычислительных комплексов по региональным подразделениям ПФР». В результате, по мнению следствия, был причинен ущерб еще на сумму около 3,76 млн рублей.
В поле зрения сотрудников департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД и Счетной палаты (СП) Николай Крецу и Зоя Селиванова попали еще весной прошлого года. В ходе многочисленных проверок было установлено, что в 2004--2005 годах бывшее руководство фонда заключило с департаментом инвестиционных программ строительства Москвы девять договоров на куплю-продажу квартир за счет средств государственного внебюджетного фонда, предусмотренных на соцразвитие и капстроительство. Проверяющие выяснили: эти договоры предусматривали, что руководство фонда приобретет для своих особо ценных сотрудников девять квартир в элитных домах и будет сдавать их по договору соцнайма на длительный срок. Однако вместо этого, купив жилье, руководство ПФР предоставило пакет документов в Регистрационную палату Москвы для оформления сделок купли-продажи.
Так, следствие установило, что в элитных домах поселилось почти все руководство фонда. В частности, квартиры получили среди прочих руководитель правового департамента фонда Зоя Селиванова, главбух Наталья Петрова, председатель ревизионной комиссии Игорь Берестов и сам г-н Крецу. Правда, позже, как выяснилось, он отказался от квартиры, и ее занял другой сотрудник фонда. Общая сумма сделки составила более 43,5 млн руб. В ходе проверок выяснилось, что восемь из девяти договоров на покупку квартир подписывал г-н Крецу.
На основании этих материалов 31 октября 2007 года СК возбудил уголовное дело в отношении г-на Крецу и г-жи Селивановой по ст. 160-4 УК РФ (присвоение или растрата), взяв с них подписку о невыезде. В ходе предварительного следствия было установлено, что своими действиями обвиняемые нарушили законодательство, по которому приобретенное жилье должно было предоставляться нуждающимся только в качестве служебного жилья или по договору социального найма, а никак не в собственность. Следствие также установило, что для придания видимости законности сделок по противоправному приобретению двух квартир еще семь квартир были незаконно переданы в собственность сотрудникам фонда, нуждавшимся в улучшении жилищных условий. Но в отличие от очередников обвиняемые выбрали для себя апартаменты в элитной новостройке.
Сейчас г-н Крецу и г-жа Селиванова приступили к изучению материалов дела, после чего оно будет передано в суд.
Как выяснилось, это второе дело в отношении чиновников ПФР, которое вскоре уйдет в суд. На днях Следственный комитет завершил расследование в отношении бывшей сотрудницы фонда Зои Кирюхиной. Следствием было установлено, что в сентябре 2006 года между ПФР и шестью компаниями были заключены госконтракты на поставку для нужд фонда компьютеров и вычислительных комплексов на сумму более 940 млн руб. Однако компании не смогли вовремя предоставить товар, что предусматривало по договорам уплату неустойки.
По данным следствия, ввиду задержки исполнители госконтрактов направили письма в ПФР о готовности передать компьютеры заказчику в последний день поставки. Они рассчитывали, что с учетом большого объема техники процедура приемки товара продлится несколько дней, и к ее окончанию вся техника поступит и будет представлена комиссии фонда. Следователи установили, что получить товар с последующим его распределением по региональным отделениям фонда должна была г-жа Кирюшкина.
Однако, как следует из материалов дела, «обвиняемая, используя свои служебные полномочия, из личной заинтересованности, выраженной в уменьшении объема своей работы по сбору членов комиссии и организации их выезда на склады, в облегчении процедуры приемки большого объема товара в кратчайшие сроки, демонстрируя тем самым высокие результаты своей деятельности, приняла указанную технику без тщательного пересчета по моделям и модификациям, проверки ее комплектации и качества, оформив одним днем документы по приемке товара ПФР и передаче его на хранение исполнителям госконтрактов».
По данным следствия, чиновница знала об отсутствии части техники на складах и задержке его поставок на четыре дня, но все равно подписала документы бухгалтерского учета и товарные накладные, содержащие заведомо ложные сведения. Таким образом, следствие посчитало, что своими действиями г-жа Кирюхина лишила ПФР законного права на истребование неустойки за несоблюдение сроков поставки. На днях ей было предъявлено обвинение в окончательной редакции по ст. 285-1 УК РФ -- злоупотребление должностными полномочиями.