|
|
N°88, 22 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не единственная, но неповторимая
Пилотов ждет легендарная городская трасса в Монако
Череда российских побед в различных видах спорта волей-неволей опять заставляет обратить взор на положение отечественного автоспорта в мировой системе координат. Не сказать, что у нас совсем нет никаких успехов на этом поприще. Есть и грозный ралли-рейдовый «КамАЗ-Мастер», приучивший к победам, набирает силу выступающий в GP2 Виталий Петров, в различных младших классах кольцевых гонок выступают еще несколько наших соотечественников. Но вот о претензиях на покорение Королевских гонок мы не слышали со времен попытки пробиться в элиту автоспорта Романа Русинова, закончившейся с продажей «русского» «Мидланда».
Наученные горьким опытом предшественников (до Русинова засветиться в «Формуле-1» успел Сергей Злобин) молодые российские пилоты не спешат поведать миру о своих планах отобрать работу у Алонсо или Райкконена. Хотя, конечно, каждый мечтает получить хотя бы место тест-пилота в любой из конюшен первой «Формулы». Потому что плох тот гонщик, кто не мечтает стать Шумахером. Вот смог же поляк Роберт Кубица не просто закрепиться в Больших призах, но и стать гонщиком из категории топ. А уж Польша в ряду автомобильных держав до сих пор замечена не была.
Аналогичная ситуация происходит и со строительством в России автодрома, способного принимать гонки самого высокого уровня. Бурный всплеск активности разработчиков разнообразных проектов заманивания королевы автоспорта на бескрайние российские просторы конца 90-х сменился в начале нового тысячелетия вялотекущими рассуждениями о необходимости постройки хоть какого-нибудь приличного кольца, на котором можно было бы организовать гонки по крайней мере национального чемпионата. За это время своими гоночными трассами обзавелись Малайзия, Бахрейн, Китай, Турция, а в Москве никак не могут найти место под стройку. Оно и понятно, земли у нас меньше, чем в Сингапуре.
К слову, в этом азиатском городе-государстве обошлись без возведения стационарного автодрома, убедив организаторов «Формулы-1» во главе с Берни Экклстоуном в способности достойно провести уличную гонку. Так же, впрочем, как и в испанской Валенсии смогли создать привлекательный проект городского Гран-при, на который, даже несмотря на некоторые политические трудности, получили благословение от того же Берни. А ведь совсем недавно хозяин «Большого цирка» и слышать не хотел о подобных затеях, ставя под сомнение целесообразность сохранения в календаре даже такой легендарной городской гонки, как Гран-при Монако. И только в России любое автоспортивное начинание тут же тонет в бюрократическом море согласований и разрешений.
С появлением других городских гонок Гран-при Монако утратила свою эксклюзивность, сохранив, однако, всю элитарность, присущую этому спортивно-светскому мероприятию почти с самого рождения. Здесь по-прежнему звезды спорта будут сиять наравне со звездами шоу-бизнеса и кинематографа, переместившимися в паддок из кинозалов Каннского фестиваля. Команды по-прежнему постараются удивлять экзотическими нарядами механиков и украшать автомобили разными гламурными штучками. Но вряд ли этот праздник жизни сможет сбить настрой основных претендентов на победу. Несмотря на весь золотой антураж и легендарную ауру, царящую в Монако, очки, разыгрываемые на узких улочках княжеской столицы, имеют ту же ценность, что и на пыльной венгерской трассе, имеющей совершенно противоположную репутацию.
В последние годы гонки в Монако не отличались каким-то залихватским сюжетом, заставляя болельщиков с тоской смотреть в безоблачное небо. Сухая трасса практически обеспечивает победу обладателю поула, значение которого здесь трудно переоценить. Вот поэтому за первое место в квалификации в субботу разгораются нешуточные битвы, и гонщики готовы порой на не самые благовидные поступки, чтобы заполучить вожделенный первый стартовый номер.
Уже несколько лет принято считать, что эта трасса не подходит машинам «Феррари». И статистика говорит сама за себя. С 2001 года, когда Михаэль Шумахер отпраздновал свою пятую победу в Монако, пилоты скудерии не смогли победить здесь ни разу. Даже второе место покорилось «алым» только однажды -- в 2002-м. В этом сезоне шансы на победу итальянской конюшни на Лазурном берегу, несмотря на убедительные выступления на предыдущих этапах, также расцениваются не слишком высоко. В «Феррари» провели серьезную подготовку к предстоящему старту. Машины будут оснащены новым аэродинамическим пакетом, который специально разрабатывался под подобный тип трасс. И чемпион мира Кими Райкконен, и его партнер Фелипе Масса уверены в собственных силах и не обращают внимания на прошлые неудачи.
Впрочем, с оптимизмом смотрят на свои перспективы в Монако и их соперники. «Макларен», чей пилот выиграл эту гонку в прошлом году, снова выглядит фаворитом. Однако тогда победу «серебристым стрелам» принес Фернандо Алонсо, выступающий теперь за «Рено». Причем свой первый Гран-при Монако испанец завоевал два года назад в составе французской команды. И хотя в нынешнем состоянии машины «Рено» не могут тягаться силами с более быстрыми «Феррари», «Макларенами» и «БМВ», на медленной городской трассе опыт двукратного чемпиона мира нивелирует отставание в скорости. Нельзя сбрасывать со счетов и пилотов «Заубера». С каждой гонкой они прибавляют в квалификационном мастерстве, и если им удастся показать быстрейшее время в субботу, то нас ждет действительно захватывающая гонка. Ну и, конечно, нельзя забывать о прогнозе погоды: на этот раз он благоприятный -- вероятность дождя очень высока.
А нам остается смотреть на красивые виды Монако, открывающиеся с набережной, и болеть за испанцев, финнов, в лучшем случае поляков и верить, что когда-нибудь мы услышим российский гимн на церемонии награждения победителя Гран-при России. А почему бы и нет? Ведь каких-нибудь пять лет назад представить, что российские клубы смогут выиграть Кубок УЕФА, а в Москве состоится финальный матч футбольной Лиги чемпионов, могли только самые большие фантазеры.
Дмитрий СИТНИК