Французский министр иностранных дел Бернар Кушнер вчера на переговорах в Кремле вручил российскому президенту Дмитрию Медведеву большой белый конверт. Это было послание президента Николя Саркози. В ответ Дмитрий Медведев сообщил, что он встретится с Саркози
в июле на саммите "большой восьмерки" в Японии и еще в ноябре во Франции на саммите Россия--Евросоюз.
С 1 июля Франция принимает от Словении председательство в Евросоюзе. Но Кушнер не исключил, что еще в мае-июне могут начаться переговоры между Россией и ЕС по новому стратегическому договору о сотрудничестве. Возражения против начала переговоров уже сняла Польша. Ожидается, что это сделает и Литва на Совете ЕС, собирающемся на уровне министров иностранных дел 26 мая в Брюсселе.
«Даже новый министр культуры (Александр Авдеев. --
Ред.) у нас был посол во Франции. Это кое о чем говорит», -- удовлетворенно заявил французскому министру Дмитрий Медведев. "Россия является необходимым партнером, а не только географическим соседом, -- заметил Бернар Кушнер. -- Мы хотим изобрести новый язык и установить диалог, особенно по европейской политике в области безопасности и обороны».
Руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский пояснил «Времени новостей», что необходимость «нового языка» с Россией связана с тем, что «даже терминологически до сих пор все вертится вокруг понятийного аппарата «холодной войны»: «Уроки замороженных конфликтов, от Косово до Приднестровья, говорят о необходимости поиска новых подходов».
Кушнер сообщил вчера, что первая глава нового договора между Россией и ЕС будет названа «Оборона и безопасность в Европе». Директор Центра европейской безопасности Татьяна Пархалина напомнила «ВН», что «понимание Францией озабоченностей России проявилось» еще на саммите НАТО в Бухаресте в апреле этого года: «Франция -- одна из тех стран, доказавших в Бухаресте самостоятельность Европы. Несмотря на давление США, она настояла на отсрочке подключения Украины и Грузии к Плану действий по членству в НАТО". Эксперт считает закономерным «желание Франции изменить «химию» отношений Россия--ЕС в период своего председательства»: «Было бы большим достижением французской дипломатии, если в ходе ее председательства появятся подвижки в сфере европейской безопасности».
Между Россией и Францией тем не менее немало расхождений. Например, французы поддержали независимость Косово, а россияне резко критикуют такой подход. Но француз вчера, отметив различие этих подходов, сделал комплимент, «приветствовав мудрость российской стороны в этом деле». Еще месяц назад Москва и Париж расходились и по другой проблеме: поддерживать или нет контакты с радикальным исламским движением ХАМАС. Россия всегда выступала "за", а вот французы только сейчас возобновили контакты с движением, хотя и не на высоком уровне. Татьяна Пархалина пояснила «ВН»: «У Франции всегда были особые отношения с участниками ближневосточного урегулирования. Из прагматических соображений она часто защищала интересы арабов".