|
|
N°39, 06 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лучший подарок для любимой женщины
Ни один праздник не обходится у россиян без покупки хотя бы скромного букета. В праздничные дни объемы продаж цветочных магазинов вырастают многократно, а в преддверии 8 Марта их буквально сметают с прилавка, за несколько дней торговые компании делают 10--15% годового оборота. По неофициальным данным, к 8 Марта в Москве продается до 20 млн штук цветов. Оценить объем праздничных цветов в деньгах достаточно сложно, так как разброс цен очень велик. Тем не менее если взять за основу среднюю оптовую цену на уровне 0,5 доллара за штуку, то уже получится достаточно внушительная сумма -- 10 млн долларов. А если учитывать то, что наценка розничных торговцев в праздники составляет как минимум 100%, то эта сумма увеличивается еще вдвое.
В столичном цветочном бизнесе можно отметить несколько особенностей. Во-первых, несмотря на все кризисы и повышенный риск самого бизнеса, после кризиса 1998 года практически все цветочные компании удержались на рынке. Сегодня в Москве рынок цветов поделен следующим образом. Оптовыми закупками цветов за рубежом занимается около ста компаний. Но, по мнению руководителей цветочных магазинов, только около пятнадцати из этих ста являются действительно заметными и привозят очень качественный товар. Эти пятнадцать компаний контролируют до 70% отечественного оптового цветочного рынка. Заниматься самостоятельно перевозками импортных цветов магазины не в состоянии. Даже самые оборотистые фирмы заказывают такие объемы цветов, которые в лучшем случае занимают только пятую часть специализированной фуры.
Что же касается точек розничных продаж цветов, то ситуация выглядит следующим образом. Во главе рынка стоят крупные специализированные магазины, такие как «Цветы на Сретенке», «Бизнес-Букет» и другие. Их особенность в том, что там можно приобрести абсолютно все флористические принадлежности от горшков до удобрений, конечно же, сами цветы, а также получить исчерпывающую информацию по уходу за цветами от профессиональных флористов. Таких, можно сказать, серьезных магазинов не так уж и много -- около 50. Далее следует сеть цветочных магазинов в переходах метро. Торговый дом «Цветы метро» считается одним из лидеров на розничном рынке. Эта компания известна тем, что имеет в подземке 200 торговых точек и контролирует более половины продаж цветов в метро. Так же достаточно много магазинов и ларьков находится и около станций метро. Причем если раньше там стояли обдуваемые всеми ветрами цветочные стенды, то в последнее время наблюдается тенденция переделывания стендов в закрытые теплые павильоны. Следуя моде, многие фирмы начинают продавать цветы не только в обычных магазинах, но и в онлайновом режиме. Как правило, букеты в интернет-магазинах стоят от 40 до 150 долларов, а доставка -- еще 10 долларов. Понятное дело, что клиентов у таких магазинов можно пересчитать по пальцам. Ну и конечно же стоит отдать должное российским бабушкам и дедушкам, которые даже зимой, не жалея себя и цветы, стоят на морозе и предлагают прохожим подмосковные розы и тюльпаны.
Можно сказать, что второй особенностью столичного рынка является его непрерывное расширение. Живучесть цветочного бизнеса объясняется большими наценками на цветы. Продавцы изначально завышают цены, чтобы подстраховать себя в случае плохих продаж или непредвиденных ситуаций. Иногда бывает такое: привезли вроде бы хорошую срезку, а через два часа часть цветов ни с того ни с сего просто завяла, потеряв напрочь товарный вид. Таким образом благодаря высоким наценкам, даже если из десяти цветков продается только один, продавец уже может вернуть себе деньги, вложенные во все десять.
В Москве открываются новые цветочные магазины, что говорит о поразительной стойкости индустрии. Увеличивается не только количество магазинов, но и их качество. Год назад в Москве открылся салон цветов «Мадам де Флер», который изначально был заявлен уникальным. Уникальность его заключается в том, что это единственный в России салон-студия, который отвечает мировым канонам высокой флористической моды. Это не просто цветочный магазин, а настоящий экзотический сад с журчанием фонтанчика и водной горки. Как говорит директор салона Борис Рязанов, его бизнесу просто повезло, что он выжил в период кризиса. Слишком много средств было вложено в создание нечто отличного от общепринятого понятия цветочного магазина.
Еще одной тенденцией рынка является повышенное внимание покупателей не только к качеству цветов, но и к дизайну. Как говорят флористы, проходят те времена, когда шикарным мог считаться просто огромный букет роз. Покупателя все чаще интересуют замысловатые и нетрадиционные букеты и композиции, причем совсем не обязательно, чтобы основой их были шикарные дорогие цветы. Мастерство российских флористов уже давно поднялось на очень высокий уровень, поэтому многие из них в состоянии предлагать покупателям уникальные композиции даже из одного цветка.
Екатерина САШЕНКО