Время новостей
     N°39, 06 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.03.2002
Перманент для хризантемы
Наши садоводы надеются составить конкуренцию западным
После распада СССР и упадка всех НИИ и совхозов отечественная цветочная продукция практически перестала конкурировать с импортом. Налаженный голландский импорт пришелся по вкусу российским цветочным бизнесменам. Да и покупатели были в восторге от высоченных роз всевозможных цветов. Прошло несколько лет, и многие все-таки начинают задумываться: а где же наши цветы? Для раздумий есть причины. Покупка дорогих цветов, которые в лучшем случае уже на следующий день вянут, не доставляет покупателям никакого удовольствия. Такие цветы -- следствие давней срезки и многократных попыток продавцов восстановить товарный вид. «Голландские розы специально обрабатывают, чтобы они стояли после завоза по неделе. Их даже залачивают и склеивают распадающиеся лепестки. А хризантемы продают голубые. Вы видели где-нибудь натуральную голубую хризантему? Да ведь она просто крашеная. На таких обманах построена большая часть цветочного бизнеса. В таких цветах нет ни души, ни аромата», -- говорит Антонина Артюхова, заведующая отделом декоративного садоводства Всероссийского института садоводства.

Ассортимент крупных цветочных компаний, занимающихся продажей цветов на российском рынке, состоит практически полностью из продукции, закупаемой в Голландии. Флористы честно признаются, что работать с импортным материалом и менеджментом значительно удобнее и приятнее. Сейчас рынок срезанных цветов на 99% импортный. Немного получше обстоят дела с рынком горшечных цветов. По неофициальным оценкам, где-то 20% этого рынка приходится на российского производителя.

Процедура доставки импортных цветов в Россию выглядит следующим образом. Фермеры срезают цветы и везут их на аукцион в небольшой голландский городок Алсмер (под Амстердамом). Там в течение дня происходит оформление заказов и потом погрузка срезки в специальные фуры, в которых цветы везут на воде. В результате где-то через неделю цветы оказываются в магазинах. Соответственно заказы на цветы в оптовые фирмы поступают тоже где-то за неделю.

Сейчас наши селекционеры забили тревогу. Если раньше во Всероссийском институте садоводства активно закупались во всем мире лучшие образцы цветочных и плодово-ягодных культур, а специалисты постоянно занимались селекцией новых видов, то теперь их основная работа заключается только в сохранении всех этих культур. Уже давно в этой отрасли нарушена связь науки и производства. Совхозы, которые все-таки сумели выжить и выращивают в теплицах хоть небольшие, но все-таки отечественные цветы, уже давно не покупают новые материалы в институте. Евгений Ярославцев, помощник директора Всероссийского института садоводства, отмечает тот факт, что совхозы, которые работают из года в год с одним и тем же материалом, недооценивают свои перспективы: «Они хотят жить сегодняшним днем, но не думают о том, что в растениях накапливается инфекция и вирусы. Так и вырождаются хорошие сорта. А мы могли бы им помочь поддерживать их цветы в здоровом виде». Сейчас институт в основном занимается выращиванием посадочных материалов плодово-ягодных культур, которые раскупаются преимущественно дачниками. А также институтом собрана большая коллекция почвопокровных материалов для городского озеленения. Можно сказать, что в институте садоводства только и живут надеждой на то, что в будущем у них появятся долгосрочные заказы, благодаря которым они смогут наладить современное производство цветов и постоянно реагировать на покупательский спрос оптовиков. А пока российские срезки цветов в основном попадают в продажу только весной или летом, так как большая часть совхозов работает на открытом грунте.

Екатерина САШЕНКО