|
|
N°88, 22 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Череп и гости
«Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа» на московских экранах
На дворе 1957 год, разгар «холодной войны». Декан колледжа Маршалла вынужден по непонятным причинам уволить доктора Джонса (Харрисон Форд) с кафедры, и он, растерянный и недоумевающий, волей-неволей вынужден попасть в ласковые сети молодого волчонка по фамилии Уильямс и по прозвищу Пес (Шиа Ла Бьеф), неотличимого от «дикаря», сыгранного Марлоном Брандо. Теперь Форду... пардон, Индиане Джонсу придется ввязаться в историю, связанную с Хрустальным Черепом -- артефакту, который способен притягивать к себе металлические предметы, а по убеждениям советских разведчиков (во главе с неотразимой во всех смыслах агентшей Ириной Спалько (Кейт Бланшетт), может дать власть над миром. И начинается -- под незабываемую музыкальную тему Джона Уильямса («та-та-та-та, та-та-та, та-та-да-да-та-та-та-та-там») -- величайшее приключение на земле.
Если проследить развитие исканий Индианы, то можно прийти к удивительным выводам. Во второй (но по хронологии на самом деле первой) части саги, «Храме Судьбы» (1984), доктор Джонс исследовал языческие материи, искал -- и нашел! -- магические камни индуизма (можно забыть в этом фильме все что угодно, даже пожирание обезьяньих мозгов, но вопль «Ты предал Шиву!» не исчезнет из памяти никогда); в первой (но на самом деле -- второй) части, «Искателях потерянного ковчега» (1981), речь шла о ветхозаветных святынях; наконец, в «Последнем крестовом походе» (1989) руки дошли до артефактов Завета Нового. Так что ничего удивительного (особенно в плане последних утверждений Ватикана, признавшего существование инопланетных цивилизаций), что в новой серии на первый план выходят основополагающие установки «нью-эйджа», основополагающего учения грядущей Эры Водолея. Мы не одиноки во Вселенной, сверху на нас смотрят Старшие Братья, в общем, «близкие контакты третьего рода» представлены во всем своем сомнительном великолепии. Поневоле вспомнишь хрестоматийные строки Андрея Андреевича Вознесенского: «Обращаюсь к читательским черепам -- неужели наш разум себя исчерпал?» К сожалению, ничего более изысканного, чем история про инопланетян, в сценарии четвертого «Индианы» не предусмотрено, ну и ладно. В конце концов никто не ожидал от этого фильма эзотерических откровений. Зато в том, что касается пресловутого action, все обстоит в полнейшем порядке. Причем сцены действия не выглядят (в отличие от большинства фильмов, рискующих называть себя «боевиками») вставными номерами, призванными восполнить зрительскую скуку на полтора часа вперед -- нет, они вполне органичны в общей стилистике. Как ни странно, сознательно старомодная стилистика «Хрустального Черепа» не кажется постмодернистским приемом -- только так этот фильм и можно было снять. Новый «Индиана Джонс» -- фильм оправдавшихся ожиданий, и это самое удивительное, что можно о нем сказать. В сущности, это картина, на которой ни один из зрителей, пришедший на сеанс, не собирается ощутить ничего, кроме того, что он уже переживал -- на приватном ли домашнем просмотре, в видеосалоне или вряд ли где еще (новый «Индиана Джонс» -- первый из фильмов сериала, который доступен нашим зрителям на широком экране).
Отсутствие новомодных спецэффектов сделало свое дело -- фильм воспринимается как вряд ли более изысканные, но при этом дорогие пельмени «самолепные», гарантия качества и высокий сладостный стиль. Само собой, Спилберг прекрасно знает, как могут выглядеть советские военные в означенный временной период, само собой, ничего подобного представить себе невозможно, но действие картины происходит не в настоящем мире, а во вселенной Индианы Джонса, и поэтому позволено все. Как говорили (вернее, писали в титрах фильма «Черная роза -- эмблема печали...») -- «высокий класс!» Возможно, это неумно, примитивно, расчетливо, как и все, что делает Спилберг.
И при этом это невероятно, временами -- чудовищно, но при этом совершенно необъяснимо, «самолепно» приятно. К сожалению, есть ощущение, что «Хрустальный Череп» забудется куда раньше, чем того требует его культовый статус, но те два часа, которые зритель вдыхает-выдыхает в унисон с профессором археологии, который, кажется, совершенно не постарел, того стоят. А что там за череп -- рассудит история.
P.S. На премьере фильма всех присутствующих кормили гречневой кашей и раздавали вполне аутентичные шляпы -- точно такие же, как носил на экране доктор Джонс. Автор этих строк шел с показа домой и видел перед собой пугающе точную тень в той самой шляпе. И можно смеяться, но в этой тени он увидел тень пятой, возможно, последней, но такой желанной серии. Та-та-та-та! Та-та-та!
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ