Высший арбитражный суд (ВАС)
развернул кампанию по борьбе за собственную независимость и уход из-под пресса исполнительной власти, которая, как показывают последние события, всерьез вторгалась в его деятельность. Сначала на все страну прогремело
заявление первого зампреда ВАС Елены Валявиной, которая на заседании Дорогомиловского райсуда по иску чиновника кремлевской администрации к журналисту Соловьеву о защите чести и достоинства призналась, что получала из Кремля указания о том, какое решение нужно принять по находящемуся в ее производстве делу. Теперь же речь идет о том, что лишиться мантии может председатель Федерального арбитражного суда Московского округа (ФАС МО) Людмила Майкова.
Председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов подписал представление о лишении ее полномочий. В документе, в частности, отмечается, что г-жа Майкова «допустила действия, умаляющие авторитет судебной власти и причиняющие ущерб репутации судьи». Вчера представление поступило в Высшую квалификационную коллегию судей и, как предполагается, будет рассмотрено на заседании коллегии не раньше июля. Речь идет о недвижимости г-жи Майковой, которую она, как предполагается, приобрела не без помощи московских властей и крупных строительных компаний. А они в свою очередь постоянно выступают сторонами по многим делам в арбитражных судах.
Инициатором процесса в Дорогомиловском райсуде стал референт управления президента по кадровым и государственным наградам Валерий Боев, до недавнего времени подчинявшийся Виктору Иванову (ныне глава Госнаркоконтроля, ранее курировавший кадровую политику в администрации президента Путина, именно его управление занималось вопросами назначения судей). Ответчик -- теле- и радиожурналист Владимир Соловьев -- обидел чиновника утверждениями о том, что Боев «командует Высшим арбитражным судом», что независимых судов нет, а «есть суды, зависимые от Боева», что Боев и заправляет российским правосудием.
Судья, выступающий свидетелем на суде, да еще такого высокого ранга, как первый заместитель председателя ВАС, -- уже само по себе сенсация. Но то, что сообщила Елена Валявина, вообще не имеет прецедентов. Она заявила, что осенью 2005 года г-н Боев требовал отменить определения, которые судья выносила по находящемуся у нее в производстве делу об акциях ОАО «Тольяттиазот». Чиновник, по словам судьи, напомнил, что ей «еще переназначаться нужно». Г-жа Валявина указания г-на Боева выполнять не стала, хотя он настаивал на этом. Она также рассказала, как и другая судья жаловалась, что г-н Боев также обращался к ней по конкретному делу, а получив отказ, тоже предупредил ее о возможных проблемах.
На следующем заседании Дорогомиловского суда планируется допросить еще трех высокопоставленных свидетелей -- председателя арбитражного суда Московской области Евгения Ильина, председателя 10-го арбитражного апелляционного суда Артура Абсалямова и председателя Нижегородского областного суда Бориса Коневского.
Председатель ВАС Антон Иванов еще в конце 2006 года публично заявлял, что на суд оказывает давление Федеральная налоговая служба (ФНС). В тот год своего поста лишился судья ФАС МО Анатолий Кирдеев, которого обвинили в «необъективном рассмотрении дел с участием налоговых органов». При этом автором представления в ВККС выступила г-жа Майкова. Председатель ФАС МО при этом всегда поддерживала налоговиков, выступала сторонницей преследования органами ФНС неплательщиков по ст. 169 ГК (сделки, совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности). Пленум ВАС в апреле этого года ограничил налоговые органы в применение этой статьи -- запретил конфисковать предметы сделок, что налоговики делали, если не были уверены, что платежи поступят в бюджет в полном объеме. Г-жа Майкова сочла это решение пленума ВАС противоречащим постановлениям Конституционного суда.
В конце прошлого года ВАС начал проверку деятельности г-жи Майковой. Источники в ВККС рассказали, что главе ФАС МО недавно предлагали покинуть свой пост добровольно, но понимания не нашли. 12 мая председатель ВАС Антон Иванов подписал представление в ВККС о лишении г-жи Майковой ее полномочий. Причем компромат на судью предоставил тот же Владимир Соловьев, обвинив ее в покупке квартир в Москве ниже их рыночной стоимости.
Г-жа Майкова, как сообщил журналист, в 2004 году попросила мэра Юрия Лужкова помочь ей приобрести квартиры для себя и дочери. Градоначальник якобы пошел навстречу, и в итоге судья совершила весьма выгодный размен 3-комнатной квартиры площадью 79,8 кв. м на две -- 91,5 и 42,5 кв. м. При этом за полученные лишние метры г-жа Майкова, как предполагается, заплатила гораздо ниже их рыночной стоимости. Кроме того, судья, как считают, приобрела еще одну квартиру в элитном жилом комплексе «Воробьевы горы» от ЗАО «Донстрой» площадью 234,2 кв. м и машиноместо в придачу. Квартира, по имеющимся у г-на Соловьева данным, обошлась г-же Майковой в 281 тыс. долл. -- по 1200 долл. за кв. м, тогда как рыночная стоимость жилья в этом доме оценивалась значительно выше -- по 2500--4200 долларов.
Вчера глава ВАС Антон Иванов заявил, что представление на г-жу Майкову «будет рассмотрено в разумные сроки, но не ранее июля, когда пройдет следующее заседание ВККС». «Я считаю, что этические нормы все-таки были нарушены. Важный момент состоит в том, что квартирный вопрос Людмилы Майковой решался тогда, когда она не считалась нуждающейся в улучшении жилищных условий. Но оценку этой ситуации будет давать Высшая квалификационная коллегия, мы же выразили свою позицию по поводу обстоятельств дела», -- сказал г-н Иванов.