Россию и Европейский союз ожидают трудные переговоры по новому соглашению о стратегическом сотрудничестве. Еще одним свидетельством этого стали выступления участников международной энергетической конференции, организованной Российским газовым обществом совместно с рядом немецких партнеров. Тема собрания, определенная российской стороной, -- «Энергетический диалог Россия--ЕС: газовый аспект». Ведущим и главным докладчиком был глава Российского газового общества и вице-спикер Думы
Валерий Язев, автор одиозного закона об экспорте российского газа.
Г-н Язев и задал конференции тональность, которую в той или иной степени поддержали другие российские представители, выходившие к трибуне. Отношения между поставщиками и импортерами энергии будут все сильнее влиять на межгосударственные отношения в Европе и мире. «Прогнозы до 2030 года показывают, что неравномерность энергообеспеченности различных стран и регионов сохранится, -- сказал г-н Язев. -- А это приведет и к сохранению напряженности между ними». Противостоять растущей мировой конкуренции за источники энергии смогут лишь «единые связки» стран и регионов. В частности, таковой г-ну Язеву видится энергетический альянс ЕС, России, Закавказья, Центральной Азии и Средиземноморья. Роль «центрального звена» в геоэнергетических планах г-на Язева отводится России и ЕС.
На этом, собственно, аванс европейцам на их возможное энергобезопасное будущее исчерпан. «Значение исключительного положения Европы как потребителя российских энергоресурсов существенно снизилось», -- сказал российский докладчик, обратив внимание собравшихся, что Европа все больше отступает в конкурентной борьбе с динамично развивающимися странами и регионами, включая Россию. Вдобавок к этому «контрпродуктивную позицию» к последней заняли некоторые «бывшие окраины Российской империи, а затем и СССР -- Закавказье и Украина». Поэтому интерес России как производителя и поставщика энергоресурсов все больше обращается в сторону Азии, где формируется новый растущий рынок. «Тезис, согласно которому у России нет иного выбора, кроме как продавать свой природный газ преимущественно в Европе, неверен, -- отметил г-н Язев. -- Европа останется важным клиентом, но ее значение снижается».
Этого клиента в лице ЕС с почти 40-летним стажем успешной кооперации в международном газовом бизнесе московский докладчик обвинил в искусственном взвинчивании цен на нефть и газ путем чрезмерной «политизации» и «зарегулированности» нефтегазового рынка, а также «финансовых спекуляций». По мнению г-на Язева, России в энергетических отношениях с ЕС настало время отказаться от принципов, соответствующих нормам «колониальной торговли».
Выступление вице-спикера Госдумы по тональности было вполне созвучно знаменитой мюнхенской речи Владимира Путина. «Не станет ли Европейский союз угрозой миру и стабильности в будущем? -- спросил г-н Язев участников конференции и сам же пояснил. -- Ведь ЕС станет все больше уступать место бурно развивающимся странам, которые будут приоритетно получать энергоресурсы». И еще раз потребовал перехода от «колониальной зависимости» экспортеров газа от покупателей-европейцев к отношениям сотрудничества. Последнюю мысль докладчик облек и в образную форму, потребовав установить отношения политического взаимодействия, а не «политического вампиризма». Этим, видимо, и страдают нынешние отношения между Россией и ЕС, сложившиеся еще в середине прошлого десятилетия.
Резкой критике брюссельскую практику формирования европейского рынка энергии, в частности природного газа, подвергли и другие российские выступавшие -- глава департамента международных связей «Газпрома» Станислав Цыганков, ректор санкт-петербургского Горного университета Владимир Литвиненко, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, а также глава Курчатовского научно-исследовательского центра Евгений Велихов. Последний, выстроив сложную логическую цепочку, доказал, что показатель эффективности использования энергии в России в пересчете на душу населения не так уж и плох по сравнению с мировыми достижениями. Кроме того, физик-ядерщик Велихов призвал европейцев содействовать развитию российской ядерной энергетики: дескать, в этом случае для них же самих в России будет оставаться больше газа.
Существенно более жесткую позицию в отношении европейцев заняли гг. Цыганков и Литвиненко. Представитель «Газпрома» подверг критике так называемый третий энергетический пакет Европейской комиссии, предусматривающий, в частности, имущественно-правовое расчленение европейских вертикально-интегрированных компаний. Еврокомиссия предполагает отделить производственные структуры крупных энергокомпаний от транспортных сетей -- газопроводов и высоковольтных
ЛЭП. То, чего ныне добивается Брюссель, по словам г-на Цыганкова, противоречит законодательной базе большинства стран -- членов ЕС, вплоть до нарушения важнейших положений их конституций. К тому же Европа возводит все больше препятствий на пути российских инвесторов, что неизбежно приведет к тяжелым последствиям в бизнесе и сегодня труднопредсказуемым рискам, в том числе в обеспечении надежности энергоснабжения.
Профессор из Санкт-Петербурга Владимир Литвиненко обратил внимание собравшихся, что Россия в соответствии с последними указаниями премьер-министра Владимира Путина переходит на инновационный путь развития и будет прекращать разбазаривание энергоресурсов. По мере роста экономики в России будет расти собственная доля потребления энергии. «Если мы хотим жить лучше, -- сказал г-н Литвиненко, -- то и энергии должны потреблять больше, а также продуктов глубокой переработки нефти и газа. Почему вы в ЕС рассчитываете, что завтра мы будем оставаться страной, экспортирующей ресурсы на тех же условиях, что и сегодня? Энергоресурсы не просто товар, а геополитический товар». И направляться он будет туда, пообещал ученый из Санкт-Петербурга, куда будет выгоднее с точки зрения геополитических требований государства.
Выступления представителей немецкой стороны на вчерашней конференции были по традиции в выдержанной манере. Буркхард Бергманн, до самого недавнего времени возглавлявший крупнейшую немецкую компанию E.ON Ruhrgas, отметил надежность российских поставок газа в течение всей их почти 40-летней истории. Г-на Бергманна шутливо представили в качестве «известного российского энергетика» -- он на самом деле в течение многих лет бессменно остается единственным иностранцем на посту члена совета директоров «Газпрома». Он отметил, что сегодня у России есть важнейшие предпосылки для модернизации энергетической отрасли. Г-н Бергманн напомнил, что концерн E.ON в прошлом году инвестировал в российскую электроэнергетику почти 5 млрд евро. «Это демонстрирует, что мы верим в будущее России», -- заявил Mister Gas, как еще называют г-на Бергманна в Европе. Он также призвал правительство Германии и руководство Еврокомиссии не строить барьеры на пути российских инвестиций в странах ЕС: «Российские госкомпании должны получать у нас те же шансы, что и западноевропейские госкомпании».
Александр Шохин попытался примирить спорящих. Он вышел на трибуну перед запланированным перерывом и, видимо, поэтому привел одну из крылатых фраз Виктора Черномырдина: «Война войной, а обед -- по расписанию». Из фойе в зал заседания на самом деле доносились запахи яств. Только аудитория юмора не поняла. Шутить о войне в Берлине не принято.