|
|
N°39, 06 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
К одиннадцати туз
Вслед за «Одиннадцатью друзьями Оушена» Стивен Содерберг собирается снять «Солярис»
Если за год на экраны не вышло хотя бы два фильма, поставленных Стивеном Содербергом, то, считай, год не задался. Как-то неожиданно из артхаусного ювелира, снимавшего редко, метко и филигранно, Содерберг превратился в стахановца, с молодецким присвистом выдающего на-гора тысячи тонн целлулоидной руды. И в породе этой содержится все больше чистого золота -- на прошлогодней раздаче «Оскаров» фильмам Содерберга приходилось соревноваться в основном друг с другом.
«Одиннадцать друзей Оушена» на «Оскары» вряд ли рассчитывал -- ремейку одноименной криминальной комедии 1960 года с самого начала было предрешено стать кассовым чемпионом. Весь голливудский цвет -- Джордж Клуни, Джулия Робертс, Мэтт Деймон, Брэд Питт, Энди Гарсия, Дон Чиддл -- собрался в Лас-Вегасе, чтобы сорвать по-настоящему большой куш в 150 миллионов долларов. И не стоит думать, что компания во главе с досрочно выпущенным из тюрьмы мошенником Дэнни Оушеном (в оригинале его роль сыграл Фрэнк Синатра, а теперь вот Клуни) собирается эти деньги выиграть. Им известны куда более действенные, хитроумные и, главное, зрелищные способы разбогатеть.
Из первого «Оушена» режиссер позаимствовал разве что идею «преступления века» да общую коктейльную несерьезность происходящего. В остальном сходства немного. Если в оригинале банду играл самый настоящий коллектив единомышленников, возглавляемый Синатрой не только на экране, но и в жизни, и известный в Голливуде того времени как «крысиная стая», то в данном случае подбор актеров был обусловлен не мегалитрами совместно выпитых «маргарит» и многосуточными кутежами, но в первую очередь интересами кассы. Расчет оправдался: в одной только Америке фильм собрал более 180 миллионов долларов. И это неудивительно -- смотреть «Одиннадцать друзей Оушена» на самом деле легко, радостно и покойно. Но объяснить эту легкость, радость и покой чем-то еще, кроме фантастического профессионализма съемочной группы, вряд ли возможно. Фильм катится как по маслу, не оставляя в голове ничего, кроме отдельных забавных моментов -- вроде того, что герой Мэтта Дэймона носит в фильме те же самые очки, что громоздились у него на носу в «Талантливом мистере Рипли», а во вступительных титрах Джулия Робертс объявлена «впервые появившейся на экране». Более поучительных выводов из фильма не сделать при всем желании. Да, наверное, и не нужно.
В конце картины одиннадцать человек, совершивших ограбление века, молча расходятся в разные стороны. Вряд ли они еще когда-нибудь соберутся в одном месте в том же составе. И если через сорок лет кому-нибудь вздумается рассказать историю Дэнни Оушена еще раз -- он все равно возьмет за основу все тот же старый черно-белый фильм. А фильм Содерберга если и останется в истории, то только лишь как ни к чему не обязывающее развлечение. Вкус сезона -- пирожок с долларами.
Сейчас Содерберг работает еще над одним фильмом-сиквелом. На декабрь 2002 года запланирована премьера новой версии «Соляриса». В роли Кевина -- все тот же Джордж Клуни. Неотложка в пути...
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ