Крупнейшая газораспределительная компания на рынке Восточной Германии VNG вчера подводила
итоги очередного года работы. Но производственно-финансовые показатели на этот раз уступили ведущую роль вопросам, касающимся взаимоотношений с главным акционером -- коммунальным электросбытовым концерном EWE. Эта компания пять лет назад стала владельцем 47,9% акций VNG и обязалась развивать ее как самостоятельного партнера в едином холдинге. Однако процесс объединения интересов не получился, и в мае 2007 года остальные акционеры консолидированно проголосовали за то, чтобы сместить с поста главы наблюдательного совета VNG руководителя EWE Вернера Бринкера. А тот в свою очередь предпринял попытку докупить недостающие до контрольного пакета акции газовой компании.
Попытка лишить VNG самостоятельности стала предметом разбирательства в парламенте Германии и окончилась обращением парламентариев к федеральному правительству с просьбой разобраться в ситуации. Иначе процесс окончательно перейдет из плоскости политического урегулирования в разряд судебной тяжбы акционеров с непредсказуемыми последствиями для будущего предприятия. Топ-менеджеры VNG уже сетуют, что конфликт негативно сказался на имидже компании в глазах клиентов, в том числе и заграничных. «Это большая психологическая нагрузка -- каждый день читать в прессе об этой ситуации, -- заявил вчера глава правления VNG Клаус Эвальд Хольст. -- Наши клиенты тоже прекрасно видят происходящее». При том, что развитие экспорта газа в Польшу и Италию стало одним из самых успешных направлений бизнеса VNG в 2007 году.
Как известно, до 2002 года основным акционером VNG была крупнейшая германская газовая компания Ruhrgas. Однако в процессе сделки по поглощению Ruhrgas энергетическим гигантом E.ON правительство страны предписало продать пакет акций газового хозяйства Восточной Германии.
Среди претендентов на долю был и «Газпром», уже владевший к тому моменту 5% акций VNG. В итоге разрешение на приобретение получила EWE, взяв на себя обязательства сохранить самостоятельность купленной компании. Тогда же было определено, что муниципальные администрации восточногерманских городов, которые получают газ преимущественно от VNG (12 населенных пунктов), должны стать владельцами блокирующего пакета. Они передали свои 25,79% акций в траст, который представляет их интересы в газовом предприятии. Еще 15,79% находится у компании Wintershall, по 5,26% контролируют французская Gaz de France и Gazprom Germania.
Предполагалось, что VNG и EWE создадут холдинг, который сможет претендовать на роль пятой энергетической компании в Германии. Соединение значительной доли рынка газа в Восточной Германии и сбыта электроэнергии на севере западной части страны сулило большие перспективы. «Мы подготовили концепцию холдинга и получили одобрение федеральных властей, -- заявил вчера г-н Хольст. -- Но проект так и не был реализован. И это не наша вина». «Было много позитивных ожиданий, связанных с приходом нового акционера», -- сказал другой топ-менеджер VNG. Однако договориться о партнерстве на равных не удалось, что стало порождать разногласия по поводу будущего компании между акционерами, а также между EWE и правлением компании. Все это привело к тому, что год назад г-н Бринкер потерял пост руководителя наблюдательного совета, а VNG перестала согласно акционерному законодательству ФРГ консолидироваться в группу EWE.
Коммунальный концерн не собирался мириться с таким положением вещей. И начал искать возможности для выкупа акций. Судя по всему, Wintershall, Gaz de France и «Газпром» отказались продавать свою долю. Слабое место было найдено в лице муниципальных властей города Йена, которые дали согласие продать принадлежащие им 2,5%. Остальные 11 участников муниципального траста посчитали, что их преимущественное право на выкуп было нарушено, и подали в суд. Разбирательства пока продолжаются. Кроме того, одним из условий сделки по продаже EWE акций VNG несколько лет назад было то, что доля городов не должна быть меньше 25% акций. И в случае продажи пакета Йены это требование будет нарушено.
В целом же, если говорить об итогах года, компания VNG, несмотря на достаточно теплую зиму, сумела чуть-чуть увеличить продажи газа (до 15,1 млрд кубометров). При этом внутренний сбыт на 5% упал. Г-н Хольст отметил, что это следствие развития конкуренции на немецком рынке. Эти потери удалось компенсировать за счет экспорта. Продажи в Польшу и Италию выросли почти вдвое, до 1,6 млрд кубометров.
Предпринимаются попытки обзавестись собственной добычей. За год VNG приобрела доли в пяти лицензионных участках на шельфе Норвегии. Правда, пока ожидания довольно скромные: к 2020 году компания рассчитывает иметь в портфеле около 1 млрд кубометров газа собственной добычи. В прошлом году в портфеле вновь увеличилась доля российского газа и составила 48% (против 44% в 2006 году). Около 27% поступило из Норвегии, а остальное -- с месторождений в Германии. Увеличение закупок в России представитель VNG объяснил более привлекательными ценами по сравнению с альтернативными источниками.
Впрочем, в компании весьма сдержанно относятся к предсказаниям по поводу возможного снижения цен на энергоносители, и газ в том числе. «Я постоянно подчеркиваю, что наблюдаемый в мире рост цен на энергию мы, представители газовой промышленности, изменить не можем», -- заявил г-н Хольст. Но при этом, по его словам, долгосрочные партнерские отношения с поставщиками позволяют избежать резких скачков и колебаний.