|
|
N°91, 27 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Это странно все действительно"
Новый «Розыгрыш» на московских экранах
Тридцать два года назад юный Дмитрий Харатьян сыграл свою первую кинороль в фильме Владимира Меньшова «Розыгрыш». В новой версии этого фильма он уже, понятно, никакой не школьник, а преуспевающий бизнесмен Комаров, отец Олега Комарова (Евгений Дмитриев), типичного «мажора» и лидера своего выпускного одиннадцатого класса. Впрочем, его лидерство весьма ощутимо пошатнется, когда в класс придет новенький -- провинциал Игорь Глушко (молодежный исполнитель, скрывающийся под псевдонимом Noize MC), музыкант, рэпер-импровизатор, неплохой знаток английского (с которым у Олега проблемы) и вообще парень с явственно присутствующим внутренним стержнем. При этом, как водится, столкновение интересов происходит не только в глобальных вопросах, но и в делах сердечных: Олег и Игорь становятся частью любовного треугольника, где в качестве гипотенузы выступает всеми обижаемая «лохушка» Тая (Клавдия Коршунова), в которой при надлежащем угле зрения можно разглядеть настоящую умницу-красавицу, способную дать сто очков вперед всем классным дивам. Так что борьба разгорается нешуточная. Со стороны преподавательского состава самое непосредственное участие в происходящем принимают: «невредный, но и невкусный» директор школы Михал Михалыч (Юрий Кузнецов), собирающий в своем кабинете коллекцию колокольчиков и очень не любящий выносить сор из своей общеобразовательной избы; принципиальная и старомодная завуч Мария Васильевна (Ирина Купченко); по-своему обаятельный, но сверх всякой меры любящий деньги физрук Алексей Иванович (Дмитрий Дюжев); новенькая, совсем молодая учительница английского языка Вера Ивановна (Яна Есипович) -- именно она и стала объектом довольно-таки жестоких забав со стороны акселератов-одиннадцатиклассников. В полном соответствии с духом времени в ход тут идут не просто безобидные подначки (дескать, не было никакой контрольной, вы все забыли), а артиллерия потяжелее -- прицепленный к сумочке презерватив, а потом и разосланная всем, кому только можно, срамная картинка с изображением Веры Ивановны, сфабрикованная в фотошопе. В общем, не старорежимный «розыгрыш», а современный безжалостный «прикол». Дело принимает все более серьезный оборот и вот-вот должно кончиться исключением Комарова-младшего из школы. Но в конце концов все заканчивается вполне идиллически -- как и положено, на выпускном балу, где сильно нетрезвый физрук поет со сцены хрестоматийную песню про звуки нестареющего вальса (и становится в этот момент неотличим от голосящего «Генералов песчаных карьеров» Космоса из «Бригады»), Комаров решает начать новую жизнь и первым делом обривается наголо. В голове мелькает шальная мысль о том, что он решил податься в скинхеды (вот это был бы сильный поворот!), но нет -- речь идет всего лишь о намерении пойти в армию. В то, что намерение это осуществится, верится, впрочем, с трудом.
Если фильм-оригинал был классической музыкально-лирической комедией, то создатели нового «Розыгрыша» позиционируют его как «русскую драму о молодежном доминировании». Но и без музыки, понятное дело, не обошлось, правда, сладкие вокально-инструментальные аккорды сменили «сэмплы и биты». Песни (в основном про власть над современным человеком всемогущих «у.е.» и последнюю мятую папиросу -- понятно, не с табаком, -- завалявшуюся в кармане) могли бы, правда, быть, мягко говоря, получше и не настолько напоминать творчество недоброй памяти группы «Пятница», но уж что выросло, то выросло. Тем более что собственно музыкальная составляющая уже мало кого интересует -- времена, когда из школы могли попереть за сомнительный репертуар, прошли, а на первый план выходят проблемы социального неравенства, вопросы не творческие, но сословные и материальные. Поэтому неудивительно, что папу-трубача (которого стеснялись в первом «Розыгрыше») сменяет папа -- научный работник, вынужденный по вечерам «бомбить» на машине, а «лохушку» Таю поднимают на смех за старомодные кофточки и устаревший кассетный плеер. Да и вряд ли хоть один из персонажей фильма Владимира Меньшова мог бы произнести фразу «заначка -- лучший друг мужчины», которой ближе к началу козыряет Комаров (а заначка у него, к слову, немаленькая -- как в рублях, так и в осуждаемых Игорем Глушко «у.е.»). Но это, впрочем, вполне по делу -- и боулинг, в котором предпочитают проводить досуг герои фильма, и отель на одну ночь, где происходит грехопадение Таи, и прочие приметы современного околомажорского быта. Но самое удивительное -- несмотря на огромное количество возможностей, фильм не оставляет противного ощущения, к которому волей-неволей подсознательно готовишься (ибо нет ничего ужаснее на этом свете, чем современные отечественные картины «про молодежь»). И ребята в большинстве своем похожи на своих прототипов из реальной жизни, и удачные шутки попадаются, и вообще, все как-то цивилизованно, что ли. Видно, что авторы сценария (Александр Качан и Андрей Житков) вдохновлялись не только «Розыгрышем», но и прочей подростковой классикой -- «Шутом», «Публикацией», «Дорогой Еленой Сергеевной», причем вдохновение это не ушло в песок школьной спортплощадки: все заимствования выполнены со вкусом и к месту. И пусть обращение к этой теме режиссера Андрея Кудиненко (автора скандальной ревизионистской драмы «Оккупация: Мистерии», вызвавшей в свое время активное недовольство официального Минска) кажется несколько странным и неожиданным -- от сомнительных партизан и полицаев к вполне однозначным тинейджерам путь был явно непростым, но в результате все сложилось. И посмотреть это кино, когда буйная голова отойдет от празднования прощания со школой (рекламный слоган фильма так и звучит -- «На твой выпускной»), вполне себе стоит. Невредно, а временами даже и на вкус ничего себе.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ