Еще в понедельник
на совещании по борьбе с коррупцией президент Дмитрий Медведев анонсировал прошедшее вчера совещание по реформированию судебной системы. От этой, безусловно политической по своей сути, реформы зависит не только собственно судебная система, но и конфигурация власти в стране.
По мнению г-на Медведева, без независимости судов нельзя говорить ни о благоприятном деловом климате, ни об уважении к правам личности, ни о полноценной защите собственности.
Судебная власть должна избавиться от давления, звонков (исполнительной власти) и принятия решений за деньги, заявил президент на совещании по совершенствованию судебной системы. «Есть известный принцип, что судьи подчиняются только закону, и, по сути, это является основой уважения к судам, веры в справедливое правосудие», -- убежден г-н Медведев.
Уважения и веры судебной ветви российской власти в настоящее время явно недостает. Буквально за последнюю неделю свидетельства "подкупности" и зависимости судов стали расти как грибы. На прошлой неделе судья Высшего арбитражного суда
Елена Валявина дала показания о том, как сотрудники администрации президента собирают компромат на судей. А вчера, как раз выйдя из Кремля с совещания у президента, председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов, становящийся одной из ключевых фигур судебной реформы, подписал представление о лишении полномочий председателя федерального арбитражного суда Московского округа Людмилы Майковой за нарушение этических норм при решении квартирного вопроса.
Впрочем, у борьбы против «оборотней в мантиях» есть и еще один важный аспект. Многие эксперты видят в отпочковывании судебной власти от других ветвей важный знак, свидетельствующий о глубинных изменениях в руководстве страной. Реальный отказ от использования судов как фактического инструмента рейдерских захватов собственности представителями власти мог бы означать новую эпоху. В том числе и кадровую -- замену силовиков на юристов. Впрочем, пока это область ненадежных политических прогнозов.
По итогам заседания г-н Медведев подписал распоряжение об образовании рабочей группы по совершенствованию законодательства о судебной системе. Руководителем группы назначена помощник президента, глава Государственно-правового управления президента Лариса Брычева. До 1 сентября группа должна подготовить предложения по повышению качества функционирования судебной системы, обеспечению ее независимости.
В целом, по мнению президента, действующая судебная система не так уж и плоха. «С 1991 года наша судебная система проделала большой путь. По сути, была создана, хоть и на основе прежней, но на новых принципах (новая.
--
Ред.). судебная система», -- сказал г-н Медведев на совещании. «Мы определили для себя вид судов, которые в нашей стране существуют, приняли необходимые решения по статусу судей, образовали органы судебного сообщества -- в общем, все то, что отличает современную передовую систему, в целом сообразующуюся с принципами международного права», -- оценил президент достижения действующей системы. Однако «сегодня есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо решить для укрепления судебной системы. Это в большей степени вопросы внутренних процедур и статуса судей, нежели совершенствования гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства», пояснил задачу Дмитрий Медведев. То есть к тому, как закон трактует независимость суда, претензий нет, а к тому, как это трансформируется в реальной жизни, претензии есть.
«Есть отдельный вопрос, всегда актуальный, -- по финансовому и материально-техническому обеспечению судов. В этом направлении определенная работа делается, но тем не менее жизнь не стоит на месте», -- назвал президент один из самых очевидных каналов давления на судей. Правда, в этом сегменте он предложил сосредоточиться на электронных формах получения и использования доказательств.
Впрочем, не всегда судьи выносят неправомерные решения по злому умыслу. Зачастую, полагает президент, тому виной нехватка знаний. «Безусловно, у нас неплохая была кадровая подготовка, но в последние годы -- и это не секрет -- мы все с вами наблюдаем подготовку юристов на потоке, засилье слабых юридических вузов и как следствие -- выход оттуда соответствующих специалистов. Совершенно очевидно, что потом эти люди вершат человеческие судьбы. В этом смысле мы тоже должны в рамках совершенствования системы образования в стране подумать и о том, чтобы в вопросе подготовки юридических кадров навести порядок», -- обозначил он еще одну задачу.