|
|
N°87, 21 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Зацветет ли авокадо?
Объявлена программа фестиваля «Эдинбургский фриндж в Москве»
«Фриндж» -- в переводе с английского «обочина» -- это внеконкурсная программа знаменитого Эдинбургского театрального фестиваля. Появилась она практически одновременно с самим фестивалем: уже в 1947 году несколько английских театров, не приглашенных на фест, приехали без приглашения и показали свои спектакли рядом с теми, что были отобраны дирекцией. С тех пор «Фриндж» разросся так, что конкурсную программу почти затмил: каждый август в Эдинбург приезжают тысячи театров. Российская «Золотая маска» только мечтает о таком масштабе и в качестве эксперимента по освоению опыта коллег устраивает показ нескольких спектаклей «Фринджа» в Москве. Спектакли эти будут представлены на сцене Центра имени Мейерхольда с 26 мая по 5 июня, и на вчерашней пресс-конференции генеральный директор «Золотой маски» Мария Ревякина, театральный критик Марина Давыдова и директор Британского совета в Москве Мартин Хоуп рассказали об этом грядущем мини-фестивале.
Куратор программы Марина Давыдова назвала «Эдинбургский фриндж в Москве» фестивалем-экспериментом. Среди его задач «выяснить, может ли идея «Фринджа» существовать в российском контексте и плодотворна ли она» (правда, сравнение, приведенное критиком, настраивает сразу на пессимистичный взгляд -- «выяснить, будет ли здесь расти авокадо»). Мария Ревякина тоже рассматривает это начинание как пробу, как эксперимент -- создается впечатление, что ей уже тесновато в строго ограниченном формате «Золотой маски» и хотелось бы работать с фестивалем, менее зависящим от регламентов и экспертов, представляющим более широкую программу.
Пока что нам предложат пять спектаклей -- три английских и два отечественных. Петербургский «Формальный театр» покажет «Школу для дураков», а столичный театр «Около дома Станиславского» -- «Русскую тоску» (и петербуржцы, и москвичи выступали в Эдинбурге). Первой из английских трупп станет театр «Хойполой»: спектакль «В свободном плавании» -- это образец stand-up comedy, жанра, пока не особенно популярного в России (единственный знаменитый представитель -- Евгений Гришковец). Это, кстати, по мнению Марины Давыдовой, еще одна из задач московского «Фринджа» -- знакомить публику с новыми театральными жанрами.
Театр, существующий не только без пьесы, но и без заранее созданной сюжетной основы, для России тоже в новинку. Актеры британского «Третьего ангела», что привозят в Москву спектакль «Предлагаемые обстоятельства», сочиняют представление в процессе репетиций. (Это называется devised theatre -- «изобретенный театр».) А театр «Траверс», что покажет спектакль «Дамаск», известен своей любовью к игре в нетрадиционных помещениях.
Поскольку все это эксперимент, руководителям феста очень важен отклик, мнение публики, выслушав которое они будут рассчитывать грядущие свершения на том же пути (или, если выяснится, что экзотические фрукты в наших широтах не растут, тихо прикроют проект). Зрителей настойчиво приглашают оставаться после спектаклей на обсуждения, а также посещать читки пьес одного из самых популярных английских драматургов Марка Равенхилла (он к прошлогоднему «Фринджу» написал 12 пьес, в Москве 1 июня прочтут четыре; вход бесплатный). Вести обсуждение будут Марина Давыдова и Мартин Хоуп, с чуть извиняющейся улыбкой говоривший о том, что для него театр -- прежде всего развлечение. Ну насколько будет развлечением для зрителей московский «Фриндж», можно будет выяснить уже на следующей неделе.
Анна ГОРДЕЕВА