Правительству наконец удалось утвердить программу развития транспорта до 2015 года
После сельского хозяйства Владимир Путин переключился на другую вечную и гиблую для России тему -- дороги и транспорт. Премьер-министр решил, что эффективность его бюрократии (в хорошем для государства функциональном смысле) должна быть наконец оценена. Вчера в Сочи глава правительства прямо так и заявил участникам совещания по развитию транспорта: «Если мы на чем-то внимание концентрируем -- мы добиваемся победы».
Сначала все подумали, что речь
о выигранном российской сборной чемпионате мира по хоккею. Но г-н Путин преподнес сюрприз с небесным размахом: «Впервые (в минувший понедельник. --
Ред.) за 20 лет
был поднят серийный гражданский самолет «Сухой-Суперджет». Это продукт европейского качества. Мы будем добиваться осязаемых результатов», -- пообещал премьер.
В Сочи Владимир Путин как будто мобилизовался. В нем больше не чувствовалось усталости от недавнего переходного периода. Напротив, все шло как по маслу. Г-н Путин, похоже, окончательно вжился в роль главы российского хозяйства.
Его соратник вице-премьер Сергей Иванов вчера постарался неформально обставить транспортное совещание, после которого премьер должен быть принять судьбоносное решение в экономической сфере. Он готовил прорывное выступление министра транспорта Игоря Левитина про развитие транспортной системы России на 2010--2015 годы. (Это новая редакция федеральной целевой программы Минтранса.) Заполняя паузу перед началом совещания, г-н Иванов, как бы между прочим спросил собравшихся членов кабинета министров: «Кто не согласовал ФЦП? Поднимите руки?» Тут вице-премьер мастерски взял паузу, но буквально через секунду дал команду: « А теперь выйдите из зала!»
Вице-премьерская артподготовка, очевидно, ослабила последние правительственные бастионы сопротивления -- прежде всего представителей Министерства финансов, ставивших под сомнения расходную часть транспортной программы. И все министры уже ждали премьерского вступительного слова, не думая о последствиях для своих ведомств.
Владимир Путин на сей раз не стал потрясать мировые устои -- ни финансовые, ни торговые. Хотя и продемонстрировал, что при нынешнем кризисе мировой экономики в России жить не так уж и плохо, потому что его правительство готово вкладывать деньги в такую затратную сферу, как транспортная инфраструктура.
Г-н Путин так и обозначил эту миссию его нового премьерского призыва: «Прямая обязанность государства -- развитие инфраструктуры. Без нее экономику не поднять. Без этого у страны не будет будущего. И мы будем нести потери». «Я сегодня до конца дня подпишу новую редакцию федеральной транспортной программы до 2012 года», -- заявил глава кабинета. Он публично доказал, что знает всю ее (ФЦП) назубок, все 13,5 трлн руб., включая 4,7 трлн бюджетных денег.
Г-н Путин обозначил все новаторские пути достижения целей: усиление роли концессий, выпуск инфраструктурных облигаций, долгосрочные инвестиции, платные скоростные магистрали. Одновременно премьер апеллировал к уже избыточному, но все еще так близкому советскому хозяйственному опыту -- созданию госкомпаний. Очевидно, г-н Путин продолжает думать, что так легче уследить за бюджетными деньгами. «Слишком много денег и слишком много потерь (в транспортном строительстве.--
Ред.). Мы должны эти потери минимизировать», -- пояснил он. Потому поддержал идею министра Левитина по скорейшему созданию госкомпании в области транспортного строительства и ухода за дорогами.
Участники совещания не стали спорить с премьерским мнением. Но все-таки некоторые сомнения высказали. Заместитель министра финансов Антон Силуанов практически сознался, что его ведомство было против столь масштабных бюджетных расходов, однако теперь почему-то согласилось. Почему, из его слов так и не стало понятно. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина увидела в планах Минтранса «амбициозные цели и новый тип ФЦП». Представитель Министерства промышленности и торговли также "подписался" под цифрами г-на Левитина.
Тут премьер поискал глазами тех, кто может присовокупить к государственным средствам частные. Его взгляд упал на председателя ВЭБа Владимира Дмитриева, который подтвердил, что так оно и будет: на один вложенный рубль его институтом развития будет привлечено целых пять «частных» рублей. Также г-н Дмитриев заявил, что будет активно использовать новые финансовые инструменты. Он, в частности, находит очень перспективным выпуск инфраструктурных облигаций, обеспеченных госгарантиями. «Здесь мы сможем использовать часть пенсионных накоплений, чтобы повысить их доходность», -- заметил г-н Дмитриев.
Премьер тут же поддержал эту идею, но с одной большой оговоркой: «Это можно сделать и это нормальный механизм только при главном условии -- абсолютной гарантии доходности и сохранности пенсионных средств. Это задача номер один. Здесь должен быть ясный и прозрачный механизм. Иначе кто-нибудь сможет поднажиться».
На этой оптимистичной ноте Владимир Путин окончательно решил спорную судьбу новой федеральной программы, по которой между министерствами не было согласия целых полтора года. С сегодняшнего дня -- согласие полное.