Время новостей
     N°86, 20 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.05.2008
Маслом по стеклу
В галерее «Дом Нащокина» открылась выставка, посвященная фильму Александра Петрова «Моя любовь»
Сегодня мастер «живописи маслом по стеклу», российский аниматор Александр Петров уже не нуждается в представлении. Вместе с очередной номинацией на «Оскара» режиссер наконец получил и признание в своем отечестве: СМИ на все лады просклоняли его имя, по Москве ограниченным прокатом прошли ретроспективы его фильмов, и вот теперь в самом центре Москвы расположилась выставка, рассказывающая о новой работе мастера -- сделанной по роману Ивана Шмелева 26-минутной ленте «Моя любовь».

В «Доме Нащокина» на пространстве выделенных под экспозицию нескольких залов можно спокойно и вдумчиво оценить грандиозную работу Петрова-художника. Карандашные эскизы соседствуют тут с подсвеченным целлулоидом, изображающим живописные кадры из фильма, рядом рабочие материалы (сфотографированные в разных позах прототипы персонажей), демонстрационный анимационный станок и, наконец, большой телевизор, на котором крутят само кино.

Этой возможностью посмотреть «Мою любовь» в «Доме Нащокина» стоит воспользоваться даже тем, кто фильм уже видел: экспозиция создает очень хорошую для его просмотра перспективу, как бы лишая зрителей шанса отнестись к петровской работе небрежно, без тех внимания и уважения, которых она заслуживает. Невозможно смотреть без восхищения, если знаешь, что каждый кадр (а их в фильме около 18 тыс.) нарисован с великой тщательностью, что под каждую сцену собирался художественный и фотографический материал, делалась проработка образов и множество эскизов, что каждая секунда этого фильма стоила автору дней тяжелого труда и -- таковы уж особенности технологии «масла по стеклу» -- отправлялась в мусорную корзину из-за любого неверного движения.

Еще больше возрастает уважение, когда понимаешь, что свою каторжную работу Петров делал без расчета на деньги и славу. Предыдущие его фильмы хоть и получали разнообразные призы, но в прокат не выходили, и публика знала о них только понаслышке. Та же «Моя любовь» полтора года ждала своего звездного часа: фильм был готов уже в августе 2006-го и все это время лежал на полке «Первого канала», который, являясь владельцем кино, сам его не показывал и другим не давал. Возможно, если бы не очередная (четвертая для Петрова) оскаровская номинация, «Моя любовь» тоже так и осталась бы достоянием фестивального зрителя и отдельных поклонников анимации.

Одним словом, внимательному зрителю выставка не только доставит удовольствие, побаловав утомленный от современной эстетики взгляд нежными масляными картинами старомосковского быта, но и поможет понять феномен Александра Петрова, а следовательно, и его фильмы. Ведь они, несомненно, стоят того, чтобы смотреть их по нескольку раз, вглядываться в отдельные кадры и осмыслять каждую сцену.

Мария ТЕРЕЩЕНКО
//  читайте тему  //  Выставки