|
|
N°86, 20 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Избушки ледяные и лубяные
Программа российского павильона на XI Венецианской биеннале
Кураторами экспозиции российского павильона на одиннадцатой архитектурной биеннале в Венеции, что пройдет по обыкновению осенью, назначены Григорий Ревзин и Павел Хорошилов. Известный архитектурный критик Григорий Ревзин предложил показать в Венеции сегодняшний день российской архитектуры: недавно завершенные постройки и проекты, готовящиеся к реализации. Казалось бы, что может быть естественнее -- национальные постройки в национальной экспозиции, однако на биеннале, несмотря на столетнее существование российского павильона (он был построен Щусевым в 1911 году), такого еще ни разу не делали.
Тому есть как минимум две причины. Во-первых, специфика самой биеннале, которая стремится быть концептуальной, артистичной и глубокомысленной, в общем важничает. И национальные павильоны пытаются соответствовать -- придумывать что-нибудь эдакое. Во-вторых, собственную архитектуру в Москве начали всерьез осмыслять и показывать где-то к 2000 году. Наша «архитектурная общественность» постоянно комплексует, время от времени сообщая окружающим печальные вещи: то архитектуры у нас нет, то архитектурной критики. Мы самокритичны и требовательны к себе, но имидж от этого проигрывает.
Прежде российские кураторы стремились спрятать «комплексы», вызванные то панельным домостроением, то потом лужковским стилем, и показать действительно достойное: либо «бумажную архитектуру», либо студенческие мастерские. Это было красивое, интеллектуальное и мечтательное лицо нашей архитектуры, которое было бы прекрасно во всех отношениях, если бы только не скрывало того, что реальной архитектуры у нас нет! Григорий Ревзин решил побороться с этим комплексом и показать в венецианском павильоне срез российской архитектурной действительности.
26 макетов построек и проектов, среди авторов которых 15 -- россияне, 10 -- иностранцы и один -- гражданин Германии российского происхождения Сергей Чобан. География этих объектов преимущественно Москва, но также Новосибирск (офисная башня Бориса Левянта), Петербург (проект Мариинки Доминика Перро и застройка площади Ладожского вокзала Никиты Явейна), Казань (библиотека Эрика Эгераата) и Якутск с Музеем мамонта Томаса Лизера. Среди иностранцев много звезд -- кроме названных, еще Норман Фостер, Заха Хадид, Жан Нувель. Среди россиян -- имена, очень хорошо известные в профессиональной среде, -- Александр Асадов, Алексей Бавыкин, Михаил Белов, Андрей Боков, Юрий Григорян, Николай Лызлов, Сергей Киселев, Сергей Скуратов, Александр Скокан, Михаил Хазанов, Михаил Филиппов... Как сказал Ревзин, он пригласил тех, про кого больше всего пишут в прессе, по «принципу цитируемости». Экспозиция будет дополнена электронным каталогом, более подробно представляющим творчество всех участников.
Иностранцы и российские архитекторы у нас существуют в разных условиях: западные звезды получают много пиара для своих броских концепций, в то время как на долю российских архитекторов приходится мучительная работа по проведению проектов сквозь строй согласований. Отсюда и разное впечатление -- как в сказке про избушку ледяную и лубяную. Ледяная ярче блестит, но быстро тает, сталкиваясь с российской практикой, нашими согласованиями и прочими проблемами, иностранцы нередко отступаются, отказываются строить. Григорий Ревзин привел очень показательный пример: два архитектора, Сергей Скуратов и Эрик ван Эгераат, спроектировали два разных жилых небоскреба, построенных на одной сходной идее -- спиралевидной закрученности объема здания. Такие дома стоят дорого, и у обоих возникли проблемы с девелопером. Однако Сергей Скуратов изменил проект, достигнув эффекта поворота торса здания более простым приемом, а Эрик ван Эгераат стал судиться. Теперь один заканчивает строительство, а другой выиграл суд. Таким образом, заключил куратор, роли поменялись -- проекты западных звезд нередко остаются красивыми фантазиями, как это было раньше у российских бумажных архитекторов, в то время как россияне (в том числе многие «бывшие бумажники») реализуют свои проекты так, как это позволяет действительность.
Итак, основная экспозиция -- срез архитектурного процесса, своего рода фотофиниш на состояние 2008 года глазами известного российского критика. Но эта концепция совершенно не созвучна девизу XI биеннале, заявленному ее куратором, известным американским архитектурным критиком Аароном Бецки. Девиз трудно переводим и звучит так: Out there. Architecture beyond the building, то есть «Архитектура помимо зданий». Чтобы слегка скорректировать экспозицию, состоящую из одних зданий, Григорий Ревзин пригласил известного ландшафтного художника, автора проектов из деревни Никола-Ленивец, Николая Полисского. Объяснил он это так: у Аарона Бецки, оказывается, есть книга с таким же названием -- Architecture beyond the building. И в этой книге написано, что каждая территория -- это пространство, которое хочет быть застроенным. Так вот, считает Ревзин, Россия это огромное и преимущественно пустое пространство, которое хочет быть застроенным. Николай Полисский в своих гигантских ландшафтных фантазиях проявляет это желание российских просторов -- его объекты это еще не архитектура, а ее образы и зародыши, похожие на башни, стены, дома. Эта часть выставки, с одной стороны, идейная, а с другой -- художественная, разместится в нижнем этаже и будет служить теоретическим базисом экспозиции. Вверху же, на втором этаже, будет «надстройка» -- результат желания пустоты заполниться. Пустота стремится к заполнению -- получается строительный бум. От строительного бума получается архитектура. Которую и показываем.
Юлия ТАРАБАРИНА