Указ нового президента Дмитрия Медведева, согласно которому с 1 октября будет расформирована Федеральная регистрационная служба («Росрегистрация»), привел в замешательство и чиновников ФРС, и «клиентов» упраздняемого ведомства. В частности, сотрудники региональных некоммерческих организаций не могут разобраться, куда им теперь следует подавать документы на регистрацию и отчеты о своей деятельности -- при том, что из-за не вовремя сданного или неправильно оформленного
отчета НКО могут запросто «прикрыть».
Из президентского указа следует, что функции «Росрегистрации» будут распределены по нескольким ведомствам и работа с неправительственными организациями -- в отличие, скажем, от регистрации недвижимости, которой займется Министерство экономического развития, -- останется в ведении Министерства юстиции.
Новый глава Минюста Александр Коновалов в минувшую пятницу пообещал, что его ведомство «сконцентрируется на работе с НКО», и заверил, что порядок регистрации структур гражданского общества останется прежним.
Однако некоторые региональные управления «Росрегистрации», продолжают работать так, словно ничего не знают об указе г-на Медведева. «С одной стороны, сотрудники центральных органов «Росрегистрации» заявляют о том, что с 13 мая управление по работе с НКО упразднено. Но при этом на региональном уровне царит полная сумятица: все документы принимаются по-прежнему, чиновники действуют по принципу: «Нам начальство указаний не дало», -- рассказал «Времени новостей» председатель Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «АГОРА» Павел Чиков.
Вопрос о том, кто будет надзирать за деятельностью НКО, далеко не праздный. По закону, если сменился руководитель НКО или организация поменяла адрес, необходимо в течение всего трех дней уведомить об этом регистрирующий орган. Но какой именно? К примеру, в Самарской области управление ФРС настаивает на том, что оно по-прежнему остается контролером гражданского общества. Свою позицию чиновники «Росрегистрации» мотивируют тем, что указ Дмитрия Медведева формально не отменил указы, подписанные три года назад Владимиром Путиным и определяющие сферу компетенции «Росрегистрации» и Минюста. В свою очередь юристы «АГОРА», по словам г-на Чикова, ссылаются на постановление Конституционного суда, «который разбирал схожее дело и постановил, что в случае противоречия нормативных актов, имеющих одинаковую юридическую силу, действует тот, который был принят позднее».
Правозащитники полагают, что усиления контроля со стороны Минюста НКО в ближайшее время ждать не приходится -- просто потому, что пока в министерстве этим заниматься некому. "Но возникает вопрос: что будет с теми проверками, которые были начаты «Росрегистрацией» и идут в настоящее время? -- говорит Павел Чиков. -- Также пока непонятно, какой будет судьба исковых заявлений по прекращению деятельности и ликвидации НКО, которые в настоящее время находятся на рассмотрении в судах». Кстати, одно из таких дел будет слушаться уже сегодня в Верховном суде, который в кассационном порядке рассмотрит иск о ликвидации одного из санкт-петербургских НКО -- Центра стратегических и исследовательских программ. «Адвокат будет заявлять ходатайство о замене истца и о вызове по этому делу представителей Минюста -- таким образом, во вторник Верховный суд впервые даст оценку указу Медведева», -- утверждает г-н Чиков. В целом же, по мнению юриста, первый правовой акт, подписанный новым президентом, оказался во многом, «мягко говоря, неподготовленным». «Огромное количество субъектов правоотношений оказалось в ситуации правовой неопределенности», -- констатирует собеседник «Времени новостей».