Время новостей
     N°86, 20 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.05.2008
Токораздел
РАО «ЕЭС» забирает у Федеральной сетевой компании управление распределительными сетями
С завтрашнего дня оперативное управление всеми распределительными электросетевыми компаниями (МРСК) переходит от Федеральной сетевой компании (ФСК) к ее материнской структуре -- РАО «ЕЭС России». Как сообщил «Времени новостей» источник на энергорынке, приказ об этом подписал на днях глава РАО Анатолий Чубайс. В соответствии с документом, говорит источник, в структуре холдинга создается бизнес-единица МРСК под руководством зампреда правления ФСК Александра Казакова. Таким образом, все идет к тому, чтобы ФСК с 1 июля (день реорганизации РАО) прекратила управление распределительными сетями. Как известно, менеджмент ФСК и бывший министр промышленности и энергетики Виктор Христенко выступали против такого сценария (г-н Христенко призывал продлить договоры доверительного управления с 1 июля еще на три года), а председатель совета директоров РАО Александр Волошин и Анатолий Чубайс, напротив, настаивали на раздельном управлении ФСК и МРСК. В ФСК вчера заявили «Времени новостей», что не будут комментировать решения собственника компании. А г-н Христенко, как известно, с 12 мая является министром промышленности и к энергетике уже не имеет прямого отношения.

Руководитель департамента РАО по работе со СМИ Маргарита Нагога вчера подтвердила «Времени новостей», что в энергохолдинге создана новая бизнес-единица: «Это необходимо, чтобы в ближайшие полтора месяца, оставшиеся до реорганизации РАО, сформировать менеджмент «Холдинга МРСК», который с 1 июля должен уже приступить к работе -- управлению распредсетевым комплексом». По ее словам, на данный момент государство как контрольный акционер РАО не приняло решения о пролонгации договоров доверительного управления МРСК с ФСК, а потому необходимо готовиться к обособленному существования «Холдинга МРСК». Именно такое решение было принято в октябре прошлого года на внеочередном собрании акционеров РАО.

Как известно, в состав ФСК входят магистральные сети (напряжением выше 110 кВ), и компания занимается передачей по ним электроэнергии, т.е. монопольным бизнесом. После 1 июля более 75% акций ФСК будут напрямую принадлежать государству. В «Холдинг МРСК», структура собственности которого будет идентична той, которую сегодня имеет РАО (т.е. государству будет принадлежать около 52% акций), войдут 11 межрегиональных сетевых компаний. Это «низовые» сети, они «подвязаны» к понижающим трансформаторам и работают непосредственно с потребителями. По объему оборота это, грубо говоря, половина РАО. Через некоторое время не исключалась приватизация МРСК (не всего холдинга, а отдельно каждой из его составляющих). А на переходный период, т.е. до реорганизации энергохолдинга, было решено передать МРСК в доверительное управление ФСК. Как говорит высокопоставленный источник в РАО, по акциям четырех МРСК были заключены соответствующие договоры управления сроком до 1 июля. Акциями же остальных формально управляет бизнес-единица РАО «Сети» (де-факто она состоит из главы бизнес-единицы Андрея Раппопорта), а реально -- та же ФСК.

В конце прошлого года неожиданно выяснилось, что ФСК желает управлять МРСК и после 1 июля. Эту идею озвучил г-н Христенко 1 ноября. "Важно завершить формирование конфигурации МРСК и обеспечить скоординированную работу энергосистемы под управлением ФСК и МРСК, -- сказал он журналистам. -- Договор управления следует продлить с 1 июля 2008 года на три года". А источники, близкие к РАО, указывали, что по объемам оборота ФСК сопоставима лишь с одной из МРСК, и амбиции менеджмента ФСК, разумеется, распространяются на как можно больший объем бизнеса.

Позже выяснилось, что эту идею не поддерживает г-н Волошин -- он написал письмо бывшему тогда первым вице-премьером Сергею Иванову, в котором высказался против продления сроков доверительного управления акциями МРСК. Как говорили источники в РАО, такой же позиции придерживался и г-н Чубайс. В качестве аргументов приводилось, что государству не следует отдаляться от управления сетями низкого напряжения, так как от них непосредственно зависит надежность энергоснабжения потребителей. И именно они находятся в самом плачевном состоянии. А у ФСК и МРСК есть конфликт интересов в сфере распределения между собой тарифов на электроэнергию: магистральные сети не заинтересованы в «перекачивании» денег в распределительный бизнес. Да и структура самих компаний различна: если ФСК решает задачи федерального уровня, то управление МРСК подразумевает работу с регионами. Иными словами, структура ФСК не приспособлена для управления МРСК. Кроме того, если сохранить распределительное хозяйство под управлением ФСК, то впервые возникнет ситуация, когда государство отказывается от непосредственного управления компаниями с годовым объемом продаж несколько сотен миллиардов рублей и передает это управление другой, пусть также контролируемой государством компании, но с объемом продаж на порядок меньше.

В итоге вопрос об управлении акциями МРСК был вынесен на заседание совета директоров РАО в декабре, однако был отложен. В феврале и апреле планировалось снова включить его в повестку дня, но этого не случилось. Если и на майском заседании его не рассмотрят, то можно будет говорить о том, что битву выиграли гг. Волошин и Чубайс. Впрочем, как считает источник, знакомый с ситуацией, нельзя исключать, что в этом случае г-н Раппопорт будет пытаться либо сам возглавить «Холдинг МРСК», либо добиться назначения на пост руководителя одного из своих менеджеров (как, например, в «Интер РАО ЕЭС», которое возглавляет его соратник Евгений Дод).

Николай ГОРЕЛОВ