Грузия снова оказалась на грани потрясений. Завтра почти три с половиной миллиона избирателей (всего население Грузии -- около 4,4 млн) проголосуют на выборах в 150-местный парламент. Оппозиция предупредила, что рассматривает эти выборы
как второй тур президентских выборов. Они состоялись 5 января, но оппозиция не признает их итогов, а следовательно, и законности пребывания у власти президента Михаила Саакашвили. Оппозиция говорит, что устроит народное восстание в случае повторения фальсификаций.
Вообще же новому парламенту в течение следующих четырех лет предстоит решать вопросы, которые не смогли урегулировать ни прежний президент Эдуард Шеварднадзе, ни нынешний Михаил Саакашвили. Это восстановление территориальной целостности, налаживание отношений с Россией, преодоление экономического кризиса. Оппозиция обвиняет Саакашвили в искусственном провоцировании конфликтов с Москвой с целью сплотить избирателей перед лицом "общего внешнего врага". По словам бывшего министра иностранных дел Саломэ Зурабишвили, президент «ставит спектакль», отвлекая внимание от выборов напряженными отношениями с Россией.
Отношения с Москвой все более обостряются на фоне нерешенности территориальных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Как раз вчера абхазский президент Сергей Багапш прибыл на переговоры в российскую столицу и тут же развеял появившиеся слухи о нахождении компромисса с Тбилиси. Накануне некоторые СМИ сообщили, что Сухуми и Тбилиси договорились о возвращении в Абхазию грузинских беженцев взамен на вывод грузинских военных из Кодорского ущелья, единственного региона Абхазии, который контролирует Грузия после конфликта 1992--1993 годов.
На завтрашних выборах правящему грузинскому «Единому национальному движению» предстоит жесткая конкуренция с тремя блоками и восемью партиями. Бывший руководитель грузинской госбезопасности, а ныне кандидат в депутаты от оппозиционной Республиканской партии Ираклий Батиашвили сообщил, что, по его сведениям, на военной базе Вазиани вблизи Тбилиси власти с 18 мая начали учения по разгону митингов, ожидаемых сразу после выборов.
Правящей партии приходится нелегко. Месяц назад ей пришлось срочно переписывать первую десятку предвыборного списка, включая в него вместо политиков успешных бизнесменов. Это произошло после того, как председатель парламента Нино Бурджанадзе развенчала миф о монолитности команды «революции роз» 2003 года и отказалась баллотироваться после восьми лет, проведенных на втором по важности посту Грузии. В оппозицию она не перешла, но сам ее демарш, вызванный разногласиями с «ястребами» в президентском окружении, говорит о многом. Теперь список "националов" возглавляет бывший министр иностранных дел Давид Бакрадзе.
Самым серьезным конкурентом властей, по всем опросам, станет блок «Объединенная оппозиция: Национальный совет -- Новые правые». В его составе многие из тех, кто на предыдущих выборах четыре года назад выступал за «националов» или же успел поработать в правительстве после этого. Например, бывший госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава.
В этом блоке также представлено движение Саломэ Зурабишвили «Путь Грузии». Туда же входит движение "За единую Грузию" другого бывшего президентского сподвижника Ираклия Окруашвили. Но сами они баллотироваться не могут. Француженка Зурабишвили получила гражданство Грузии четыре года назад (для участия в выборах нужен пятилетний ценз), а Окруашвили в апреле получил политическое убежище во Франции.
Лидер блока депутат Леван Гачечиладзе, занявший второе место на президентских выборах, заявил: «Мы не смиримся с фальсификацией выборов». Спустя три часа после того, как 21 мая в 20 часов в Грузии закроются все 3552 избирательных участка, объединенная оппозиция созовет сторонников на площади защищать голоса и не допускать подтасовок. Представитель блока депутат Константин Гунцадзе сказал: «Налицо большое ожидание смены власти, народ требует справедливых выборов, а в случае их фальсификации революция прогнозируема и реальна».
Многие сторонники оппозиции последовали примеру брата Левана Гачечиладзе -- известного певца Георгия «Уцноби» («Неизвестный») и надели черно-белые маски, на некоторых из которых начертана цифра "семь", под которой главный оппозиционный блок стоит в избирательных списках. Черное и белое -- символ того, что властям политическая жизнь видится однозначно только в таких цветах. Снять маски оппозиционеры обещают после выборов и «смены кровавого режима».
Что может измениться в отношениях Москвы и Тбилиси в случае победы оппозиции? Как сказал «Времени новостей» грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе, «в будущем парламенте представительство оппозиции будет весомым, но вряд ли это облегчит задачу нормализации отношений, пока Москва сама этого не захочет. Оппозиция не отступит по вопросам Абхазии и Южной Осетии. Более того, в отличие от нынешних властей, лояльно относящихся к российским бизнес-интересам в Грузии, оппозиция и здесь может быть бескомпромиссной».
Сами оппозиционеры говорят, что установят равноправные и добрососедские отношения с Россией. Но для этого им сначала надо победить на выборах так, чтобы иметь возможность формировать правительство. По опросам общественного мнения, помимо «националов» и «Объединенной оппозиции», которые в сумме получат не менее 50% голосов, пятипроцентный барьер по партийным спискам (75 депутатов, а еще 75 -- это мажоритарии) смогут преодолеть старожилы грузинской политики -- республиканцы и лейбористы. А также «Христианско-демократическое движение», сформированное на базе журналистского коллектива телекомпании «Имеди». Эта телекомпания, учрежденная ныне покойным олигархом и оппозиционером Бадри Патаркацишвили, пользовалась доверием в обществе до своего разгрома спецназом во время подавления акций протеста 7 ноября 2007 года. Сейчас права на «Имеди» оспариваются Инной Гудавадзе, вдовой Патаркацишвили, и его дальним родственником, гражданином США Джозефом Кеем (Иосифом Какалишвили). В эфире канала по-прежнему нет информационных выпусков -- только сериалы. На оппозицию «работает» лишь канал «Кавкасия», чье вещание ограничено. А общенациональные «Рустави-2» и «Мзе» рассказывают о достижениях властей.