Ради снижения продовольственной инфляции правительство готово на мясные и молочные интервенции
Россия, похоже, задумалась над
перспективами своего затянувшегося вступления во Всемирную торговую организацию. Не то чтобы мы туда больше не хотим, но в складывающейся ситуации российское руководство устраивает не все. Премьер Владимир Путин на аграрном совещании в Ессентуках заявил, что в ближайшее время будет проведена инвентаризация международных соглашений, которые в первую очередь касаются продовольственной и сельскохозяйственной политики. И вызвана эта инвентаризация попытками России реагировать
на высокую продовольственную инфляцию.
После встречи министр сельского хозяйства Алексей Гордеев пояснил, что, собственно, имеется в виду. «Речь идет об инвентаризации международных соглашений, в том числе по присоединению к ВТО. Мы должны проанализировать, насколько упущены шансы отечественных производителей сельскохозяйственной продукции. Россия четыре года выполняла соглашения, но фактически не была принята в ВТО», -- объяснил новую позицию правительства министр. «Наша цель вступить в ВТО осталась. Но мы хотели бы иметь более ясные сроки вхождения», -- сказал г-н Гордеев.
Главной темой аграрного совещания, в ходе которого Владимир Путин дебютировал на ниве руководства сельским хозяйством, стала реакция на резкий рост цен на продовольствие в России и мире -- так называемую "агфляцию" (аграрную инфляцию).
Владимир Путин, как и обещал, с первых дней во главе правительства взялся за продовольственные цены. Выступая на совещании, он отметил «резкий рост цен на мировых рынках». Он подчеркнул, что это очень негативно отразилось на нашей стране и прежде всего «ударило по социально незащищенным людям, тем, кому продукты важнее всего». Премьер объявил цель: «Застраховать себя от внешних колебаний конъюнктуры».
Среди мер поддержки АПК премьер не назвал ни одной налоговой льготы. Напротив, г-н Путин подчеркнул, что «меры реагирования на вызовы должны быть рыночными». Залог успеха, по Путину, такой: «Если цены выходят за границы, то автоматически должны включиться защитные механизмы. Сейчас все происходит не системно, с большим опозданием». Правда, он согласился в первом полугодии выделить селу дополнительно 48 млрд руб. из бюджета.
Между тем г-н Гордеев всерьез запасся набором преференций, которые он бы хотел получить посредством правительственных решений. «События последнего времени показали, что странам, сделавшим ставку на дешевый импорт, сегодня приходится расплачиваться по очень высокой цене, вплоть до социальных потрясений», -- подводил к однозначным выводам министр сельского хозяйства. И дал пессимистичный прогноз: «Согласно большинству прогнозов, высокие цены на продовольствие сохранятся в долгосрочной перспективе, как минимум на ближайшие десять лет». «В мировом экономическом лексиконе даже появился новый термин «агфляция», что означает повышение роли аграрной продукции в формировании мировых ценовых пропорций», -- дорисовал он «ужастик».
Далее глава Минсельхоза по привычке посетовал на чрезвычайно высокий уровень зависимости России от импорта сельхозпродукции, оценив его в 40% отечественного продовольственного рынка. «Сегодня тенденция роста импорта сохраняется, а по мясной продукции даже усиливается и вызывает тревогу», -- заключил г-н Гордеев. Он назвал ошибочным мнение, что рост импорта связан с неконкурентностью российского сельхозрынка, и потребовал формирования режима справедливой конкуренции, которого, на его взгляд, можно добиться мерами таможенно-тарифной политики.
Представители Минэкономразвития в некоторые моменты готовы были поддержать министра сельского хозяйства, но поскольку практически во всех вопросах новый пересмотр таможенно-тарифной политики будет сталкиваться с нормами ВТО, предлагали быть чрезвычайно деликатными и щепетильными. (Не исключено что некоторые решения будут приняты при квотировании импорта мяса птицы и сахара-сырца.)
Правительство, чтобы стабилизировать цены на основные продукты, готово пойти не только на зерновые интервенции, но и на новый их вид -- мясные и молочные. Как они будут выглядеть, г-н Гордеев не пояснил. Однако назвал сроки, когда подобное может случиться, -- уже в будущем году.
Преференции, которые впрямую попросил министр сельского хозяйства для вверенной ему отрасли, -- нулевую ставку налога на прибыль и пониженный 10-процентный налог на добавленную стоимость -- премьер Путин пока не одобрил. Похоже, он видит налоговый режим для сельского хозяйства таким, как для всей остальной экономики. Иными словами, если он и готов снижать НДС, то для всех, в одно время и по одинаковой ставке. Решение о судьбе НДС правительство обещало принять в августе 2008 года.