|
|
N°86, 20 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Короли Солнца» в «Новой опере»
Выставка достижений современной хореографии
Вечер, что устраивает в следующий понедельник в «Новой опере» хореограф Никита Дмитриевский, не будет вечером самого Никиты Дмитриевского. То есть артисты балета «Москва» покажут, конечно, фрагмент из недавнего его сочинения Terraclinium, и солисты театра Бориса Эйфмана Елена Кузьмина и Юрий Ананян станцуют новенький дуэт на музыку группы «Апокалиптика» (что само по себе любопытно, поскольку балетмейстер, всегда тщательно старающийся выстроить размеренный многофигурный ансамбль и достигающий на этом пути как наибольших удач, так и наибольших поражений, в дуэтах показывается с неожиданной стороны). Но «Короли Солнца» (привязанные к прозвищу Людовика XIV просто звонкостью словосочетания) -- продукт не столько балетмейстерского честолюбия Дмитриевского, сколько его честолюбия продюсерского. В Москве мало работ современных хореографов, публика продолжает считать, что смотреть стоит только классику, -- а Дмитриевский хочет показать, что это не так. Собрать в один концерт сочинения и российских, и западных балетмейстеров, работающих именно сегодня, -- чтобы все удивились, как их, оказывается, много и как они интересны.
Начнется концерт, правда, с «Аполлона Мусагета» в исполнении мариинских солистов Евгении Образцовой и Михаила Лобухина -- а Джорджа Баланчина, давно покинувшего этот мир, трудно назвать сегодняшним хореографом. Но это знак, символ развилки: с отъездом Георгия Баланчивадзе в эмиграцию балет западный (развивавшийся естественно и пришедший к ситуации, когда нет никакого конфликта между старым и новым -- жизнь течет своим чередом, и новые спектакли спокойно возникают в афише) и балет советский (контролируемый, примороженный, требующий от каждого сочинителя равняться сначала на Петипа, потом на Григоровича) окончательно разминулись. Возникла та пропасть, что в последние десять лет старается ликвидировать своими репертуарными достижениями Мариинский театр, и неудивительно, что большую часть программы представят именно петербуржцы.
Они открыли для России Уильяма Форсайта (весь остальной мир был с ним знаком уже лет тридцать, но мы все продолжаем заполнять лакуны в истории). Знаменитый дуэт из In the middle somewhat elevated -- балета, для российской премьеры которого хореограф специально придумал второе название «Там, где висят золотые вишни», -- исполнят Ирина Голуб и Андрей Меркурьев. Рядом можно будет взглянуть на то, как повлиял главный западный деконструктивист на отечественного молодого сочинителя -- в программе есть и «В сторону Лебедя» Алексея Мирошниченко (станцуют Ти Ен Рю и Александр Сергеев).
Фрагмент из балета Reverence Дэвида Доусона -- хореографа, чье имя сейчас лишь поднимается на гребне волны, но поднимается уверенно и заслуженно, -- покажут Яна Селина, Михаил Лобухин и Александр Сергеев. (Доусон менее радикален, чем жестко выворачивающий конечности Форсайт, и его балет -- поклон классике Мариинского театра.) В Петербурге была сделана и «Золушка» Алексея Ратманского -- о ней напомнят Ирина Голуб и Андрей Меркурьев. Большой же окажется представлен лишь красивейшим дуэтом из «Магриттомании» Юрия Посохова -- балета, что странным и печальным образом уже исчез из репертуара. Дуэт надрывный и трогательный, переселившихся на сцену с одноименной картины Магритта любовников с лицами, замотанными прозрачными шарфами, изобразят Екатерина Шипулина и Дмитрий Белоголовцев.
Главным же событием вечера станет явление хореографа, сочинения которого не сумели толком освоить, пережить в пластике и понять ни Мариинский, ни Большой театр. Испарились из репертуара Мариинки три его одноактных балета (рассыпавшиеся после премьеры почти мгновенно), так и не был доведен до ума «Сон в летнюю ночь» в Большом. Джон Ноймайер, достойно представленный в России лишь «Чайкой» в Музыкальном театре, подарит этому вечеру дуэт Old friends. Bridge over troubled water, сочиненный несколько лет назад в честь Мориса Бежара. Исполнят его гамбургские премьеры Иван Урбан и Арсен Меграбян -- и можно не сомневаться, что и Людовик XIV взглянул бы на эти танцы с удовольствием.
Анна ГОРДЕЕВА