Электроподстанцию «Чагино» в Москве, похоже, преследует злой рок. Три года назад именно с пожара на одном из ее трансформаторов началась масштабная авария в московском регионе, а также в Калужской и Тульской областях. А в минувшую субботу возник пожар уже
на новом автотрансформаторе напряжением 220/110 кВ. Новое оборудование еще было не подключено к Единой энергосистеме, а потому никаких последствий для энергетики происшествие не оказало.
В Федеральной сетевой компании (ФСК) и РАО «ЕЭС России» сейчас создана спецкомиссия, которая выясняет причину произошедшего. Однако, по предварительным данным, говорят в РАО, автотрансформатор запорожского производства оказался бракованным и при подаче напряжения разрушился. Тем не менее взрывом и последующим пожаром заинтересовалась прокуратура Москвы. Как сообщил вчера ее официальный представитель, «в соответствии с законодательством Люблинская межрайонная прокуратура Москвы и прокуратура Юго-Восточного округа проведут проверку по вопросам соблюдения противопожарной безопасности и соблюдения техники безопасности при проведении ремонтно-строительных работ на Чагинской подстанции». Выяснением причин пожара и всех обстоятельств взрыва также займутся представители противопожарной службы.
Пожар начался в субботу примерно в 17.15 в ходе пробного пуска оборудования. Взрывом, который энергетики предпочитают называть технологическим хлопком, была разрушена часть кровли над трансформатором площадью около 2500 кв. м и стена. На уровне третьего этажа «хлопком» выбило кусок металлической обшивки здания размером почти 50 кв. м. Из бака трансформатора, где находилось порядка 60 тонн масла, начался разлив, вспыхнул пожар. В 17.53 пожару был присвоен второй уровень сложности по пятибалльной шкале, к этому времени огонь полыхал на 500 кв. м помещения подстанции. По данным пресс-службы ГУ МЧС по Москве, были задействовано два пожарных вертолета, сбрасывающих воду непосредственно на крышу здания и в провал, специальная химическая лаборатория МЧС.
Однако локализовать огонь удалось только к половине девятого вечера, а об окончательной ликвидации расчеты доложили в 21.14.
А 25 мая 2005 года авария была серьезнее. В тот день, как известно, во время жары случился пожар на одном из трансформаторов напряжением 110 кВ. В результате осколками был поврежден выключатель и еще три трансформатора, автоматически произошло обесточивание ряда подстанций напряжением 110 кВ. Однако эта ситуация дала лишь старт аварии: в то же время на другой крупной московской подстанции -- «Очаково» -- были отключены пять из семи линий напряжением 220 кВ (в основном из-за падения деревьев). В итоге оставшиеся в работе линии «Очаково» не смогли выдержать резко возросшую из-за пожара на «Чагино» мощность, поэтому далее автоматически стали отключаться другие подстанции, что вызвало остановку некоторых электростанций. Одной из главных причин аварии на «Чагино» называлось устаревшее оборудование -- сгоревшему трансформатору было 48 лет, при этом прекратить его использовать нужно было еще в 1987 году. И на подстанции это был не единственный трансформатор 1957 года выпуска. Многое другое оборудование также было устаревшее и давно выработавшее свой срок.
С тех пор на «Чагино» было решено провести масштабную реконструкцию, она началась в прошлом году и должна завершиться в следующем. Причем она идет без отключения потребителей. В прошлом году было построено новое трехэтажное здание, в котором разместились трансформаторы и распределительные устройства, все кабели к ним идут под землей. В России до сих пор все трансформаторные подстанции располагались под открытым небом. Новые технологии же подразумевают компактность, в результате чего на «Чагино» будет высвобождено 18 га (из сегодняшних 35 га) земель, которые будут переданы городу.
Новое оборудование, как говорили в презентации руководители ФСК, будет оснащено современной системой мониторинга. Она позволит фиксировать малейшие отклонения в работе автотрансформаторов и своевременно реагировать на изменения параметров трансформаторного масла. Также будет установлена комбинированная система пожаротушения с применением азота, которая позволит избежать возгорания трансформаторного масла при возникновении электрической дуги. Кстати, в субботу именно она потушила пожар на трансформаторе, однако оказалась неспособной потушить загоревшееся масло.
Как говорят в РАО «ЕЭС», сгоревший трансформатор был произведен в Запорожье. И указывают, что он не имеет отношения к партиям трансформаторов и другого оборудования производства Areva, которые недавно Федеральная таможенная служба и ФСБ квалифицировали как контрабандные (как говорилось в сообщении ФТС, ввозом контрабанды занималась «организованная преступная группа в составе международного холдинга», при этом значительная часть оборудования была формально ввезена и декларирована различными коммерческими структурами, не являющимися структурными подразделениями ФСК). Кстати, оборудование из этих партий, по некоторым данным, также будет использоваться на «Чагино», однако сомнений в его качестве у энергетиков пока нет. В целом же, как говорит пресс-секретарь ФСК Ольга Киндяшова, закупкой и монтажом оборудования занимается подрядчик, в случае с «Чагино» это «Инженерный центр Энерго». Как говорил в одном из интервью глава этой компании Виктор Анкирский, выбор производителей оборудования был сделан заказчиком, то есть ФСК: «Автотрансформаторы -- Запорожский трансформаторный завод, оборудование КРУЭ и ОРУ (распределительные устройства. --
Ред.) -- Areva, высоковольтный кабель -- компания ABB».
По словам г-жи Киндяшовой, ФСК уже начала приемку работ, сделанных "ИЦ Энерго". При этом она указала, что все риски подрядчика застрахованы, а значит, ФСК не понесет убытков от ЧП. Кроме того, в ближайшие дни подрядчики сделают дозаказ оборудования в Запорожье, однако на «Чагино» будет поставлен трансформатор (также запорожский), предназначенный для другой реконструируемой подстанции, так как изготовление занимает продолжительное время, говорит г-жа Киндяшова, при этом не уточняя, с какой именно подстанции его «перебросят». Стоимость сгоревшего трансформатора, говорят в ФСК, составляет около 80 млн руб. Остальное оборудование, расположенное в здании вместе со сгоревшим трансформатором, по ее словам, подвергнется дополнительным испытаниям при вводе в эксплуатацию.
Глава компании «Технопромэкспорт», которая занимается строительством электроэнергетических объектов «под ключ», Сергей Моложавый заявил «Времени новостей», что высоковольтные автотрансформаторы производят лишь Запорожский трансформаторный завод и Areva (доля других производителей на рынке ничтожна). При этом их продукция обычно «сделана по последнему слову техники», а потому именно они считаются монополистами на рынке автотрансформаторов. Подобные аварии на «Чагино» при испытаниях, по словам г-на Моложавого, хотя и редко, но происходят. В частности, говорит он, несколько лет назад подрядчики «Технопромэкспорта» в Греции закупили трансформатор не у Areva, а у одной из румынских компаний, и он точно так же, как и в субботу на «Чагино», сгорел.
В целом же, полагает г-н Моложавый, повторный инцидент на «Чагино» идет не на пользу ФСК и ее руководителю Андрею Раппопорту.