|
|
N°85, 19 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Еще никогда не было такого опасного периода в наших отношениях»
Российско-грузинские отношения омрачены новыми скандалами. ФСБ задержала на днях на Северном Кавказе 33-летнего уроженца Грузии и гражданина России чеченца-кистинца Рамзана Туркошвили, обвиненного в сотрудничестве с грузинскими спецслужбами. Грузия от агента открестилась. А в ночь на 18 мая в западногрузинском городе Зугдиди полиция арестовала шестерых российских миротворцев, несущих службу в зоне грузино-абхазского конфликта. Это произошло во время плановой ротации подразделений. О провокациях заговорила российская сторона, которая информировала Тбилиси о замене военнослужащих.
Гасить конфликты дипломатам России и Грузии приходится ежедневно. В МИД Грузии российское направление курирует 49-летний замминистра Григорий Вашадзе. В 1980-х годах он восемь лет проработал в МИД СССР, потом занимался бизнесом, а в феврале этого года вернулся на дипслужбу. Григорий ВАШАДЗЕ рассказал «Времени новостей» о своем видении отношений между нашими странами.
-- У вас, наверное, много друзей в Москве по прежней совместной работе в союзном министерстве?
-- Есть, конечно. В МИД России это и заместители министра, и главы департаментов, и послы.
-- Такие контакты помогают «разруливать» конфликты?
-- У дипломатов ограничена свобода маневра, мы выполняем указания высшего политического руководства. Но я всегда знаю, кому можно позвонить. Что касается глобального урегулирования, то министерства иностранных дел -- это только инструменты.
-- Как же две страны дошли до такого кризиса? Грузия обвинила Россию в оккупации, аннексии...
-- С 1993 года (завершение грузино-абхазского конфликта. Война между грузинами и осетинами закончилась в 1992 году. -- Ред.) Грузия предлагает России урегулировать эти так называемые замороженные конфликты. Ведь чем дольше болезнью не заниматься, тем сильнее она прогрессирует. Эти конфликты главный раздражитель в отношениях. Рано или поздно они должны были вызвать острый кризис. И вот они его вызвали. Российская Федерация использует эти конфликты как инструмент давления на Грузию. Ведь других инструментов у нее нет!
За российские энергоносители мы платим в срок и столько, сколько нужно. Экономические санкции, введенные против нас два года назад, особой роли не сыграли. Есть психологический фактор: плохо, когда нет на московских прилавках наших вин и минеральных вод. Но это не смертельно для нашей экономики. Остаются только конфликты. И каждый шаг Грузии в сторону североатлантической интеграции вызывает ухудшение ситуации в зонах конфликтов. А это не может не привести к общему кризису. До 6 марта этого года о войне, кризисе, оккупации и аннексии в Грузии никто не говорил. Все началось после неожиданного выхода России из санкций, введенных странами СНГ против Абхазии в 1996 году. За этим последовала серия продуманных, провокационных шагов, которые нас и привели к нынешнему состоянию.
-- И каково же это состояние?
-- Наши отношения находятся в фазе острейшего кризиса. Такого опасного периода еще не было. Что касается программы России по отношению к Грузии, то это, конечно, аннексия. Мы были на грани войны. Но не потому, что Грузия проводила мобилизацию и готовилась к наступлению. Дело в том, что Россия ввела в Абхазию 400 десантников, которым нечего делать в зоне конфликта. Какие они миротворцы? И их вооружение мандатом «голубых касок» не предусмотрено. Что там делают зенитные установки, гаубицы? Это настоящий военный вызов. Но вовлечь нас в конфликт не удастся.
-- Где же выход? Десантники и вооружение по-прежнему там, накал обвинений не ослабевает...
-- Работаем. Международное сообщество наконец услышало наш голос. Оно понимает, что конфликт нам политически не выгоден. Надо искать дипломатические пути, садиться за стол переговоров. Россия должна понять, что на юге у нее дружественное государство.
-- Планирует ли Михаил Саакашвили отправиться в начале июня в Санкт-Петербург на Экономический форум?
-- Такие планы у президента Грузии есть. Мы предлагаем контакты на любом уровне. В любое время любой представитель министерства иностранных дел готов отправиться в Москву. Мы готовы разговаривать по всем вопросам. Москва пытается по поводу конфликтов говорить с Западом, а это непродуктивно. Ни одно западное государство не имеет инструментов воздействия на политику Грузии. Россия считает, что с помощью этих конфликтов может ограничить наш суверенитет. Вопрос не в НАТО, а в принципе. Пусть это будет не НАТО, а общество садоводов, мы никогда не согласимся, чтобы нам ограничивали право выбора. Возможно, Москва рассчитывает использовать эти конфликты, а также фактор самопровозглашенной независимости Косово, чтобы добиться каких-то геостратегических преимуществ. Но тем, кто живет в Грузии, в том числе в конфликтных зонах, от этого не легче.
-- Грузия просит другие страны СНГ принять участие в миротворческой операции в Абхазии, которая проводится с 1994 года под эгидой Содружества. Насколько это реализуемо?
-- Украина уже выразила готовность. Если бы другие государства СНГ отправили хотя бы символические контингенты, это благотворно повлияло бы на миротворческую операцию. Будь СНГ живой организацией, то никаких проблем не было бы. Думаю, что наши российские коллеги будут это блокировать. Но замечу, что ни разу ни один грузинский руководитель не ставил вопрос об исключении России из миротворческого формата.
-- А насколько перспективно появление в зоне конфликта европейской полиции?
-- Это наше требование, и мы этого добьемся.
-- Уже почти два года прерваны прямые контакты с абхазами.
-- На днях в Сухуми побывал постпред Грузии при ООН Ираклий Аласания. Это первая ласточка. Если бы абхазы не следовали инструкциям извне, то давно сидели бы с нами за столом переговоров и обсуждали мирные планы. У меня такое впечатление, что они понимают: мы воевать не собираемся. Весь мир за последние дни увидел, что конфликты не заморожены, что это пороховая бочка, готовая взорваться в любую минуту. Это уже вопрос безопасности всего региона. А в Абхазии, кстати, налицо не только массированное присутствие российских военных. Стали появляться «вольные стрелки»: чеченцы, казаки и прочие, с позволения сказать, «добровольцы». Это чревато опасными последствиями.
-- Может ли здесь помочь народная дипломатия?
-- На человеческих контактах, слава богу, этот печальный кризис не отразился. Сошлюсь на близкий мне пример. Неделя не проходит, чтобы в наш оперный театр (его возглавляет супруга замминистра, знаменитая балерина Нина Ананиашвили. -- Ред.) не приезжал кто-то из России. В прошлом году в Тбилиси ставил спектакль Михаил Козаков, а на днях у нас гостил Эльдар Рязанов.
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси