Время новостей
     N°84, 16 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.05.2008
От экспорта сырья к экспорту топлива
14 мая введен в эксплуатацию экспортный магистральный нефтепродуктопровод Кстово (Второво) -- Ярославль -- Кириши -- Приморск и терминал по перевалке светлых нефтепродуктов в порту города Приморск. Уже сейчас можно констатировать: компания «Транснефтепродукт» осуществила действительно стратегический проект «Север» и внесла свой вклад в решение одной из важнейших задач -- развитие экспортных перегрузочных комплексов светлых нефтепродуктов и создание нефтепродуктопроводных систем в экспортных направлениях. Все это стало возможным благодаря активной и сплоченной работе всего коллектива компании, возглавляемой президентом ОАО «АК «Транснефтепродукт» Сергеем Масловым.

Основным направлением деятельности компании «Транснефтепродукт» является транспортировка светлых нефтепродуктов по системе магистральных нефтепродуктопроводов как на внутренний рынок, так и на экспорт. Общая протяженность магистральных нефтепродуктопроводов компании -- более 19 тыс. км, количество перекачивающих станций -- 95, суммарная вместимость резервуарного парка -- 4,5 млн кубометров.

Когда в 2001 году Сергей Маслов возглавил «Транснефтепродукт», компания находилась в не самом легком положении. Однако после его прихода в сжатые сроки удалось произвести реструктуризацию, поднять систему корпоративного управления до современного уровня, ввести жесткий финансовый контроль и четкое планирование, определить главные направления стратегического развития.

Результаты проведенной реорганизации не замедлили сказаться. Объемы транспорта нефтепродуктов увеличились на 20%, многократно выросла прибыль компании, что позволило резко активизировать инвестиционную деятельность. Все это позволило ОАО «АК «Транснефтепродукт» стать одной из самых динамично развивающихся компаний в отрасли.

Вместе с тем, несмотря на успешную реорганизацию, руководство компании осознавало, что дальнейшее развитие немыслимо без новых масштабных проектов. В не меньшей степени нуждалась в таких проектах и российская экономика. В результате компания «Транснефтепродукт» выступила с идеей строительства новой магистрали из Центральной России до Приморска, который смог бы обеспечить российским нефтепродуктам прямой путь на рынки Северной Европы. Проект получил название «Север».

Реализация проекта подразумевала строительство экспортного магистрального нефтепродуктопровода Кстово (Второво) -- Ярославль -- Кириши -- Приморск и морского терминала по перевалке светлых нефтепродуктов в порту Приморск мощностью 8,4 млн тонн нефтепродуктов в год с перспективой дальнейшего увеличения до 24,6 млн тонн в год.

Трасса магистрального нефтепродуктопровода пролегла по территориям семи областей России: Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Тверской, Новгородской, Ленинградской. Протяженность всей трассы составила 1056 километров.

Необходимость столь масштабного строительства была обусловлена рядом причин, среди которых на первое место выступила проблема экспортных поставок нефтепродуктов за рубеж, когда стало очевидно, что имеющихся собственных мощностей у России недостаточно для наращивания экспорта. Между тем, согласно имеющимся прогнозам, показатели первичной переработки нефти в стране будут возрастать. Так, согласно данным Минпромэнерго России, в период до 2015 года средняя глубина переработки нефти возрастет с 71,3 до 76,8%, а объем первичной переработки достигнет уровня 230 млн тонн в год. Это, в свою очередь, обусловило необходимость постепенного перехода от экспорта сырой нефти к экономически более эффективным поставкам нефтепродуктов за рубеж.

Помимо этого нельзя было не учитывать еще и тот фактор, что после распада СССР экспортная труба оказалась на территории сопредельных государств, а транзит по ней стал обходиться все дороже и дороже. Согласно экспертным оценкам, эти расходы составляют до 200 млн долл. в год и по мере развития нефтепереработки в России будут продолжать расти.

Согласно сложившимся обстоятельствам стратегическим направлением в реализации энергетической стратегии было предусмотрено развитие транспортной инфраструктуры нефтегазового комплекса для своевременного формирования транспортных систем в новых нефтегазодобывающих регионах; для диверсификации поставок на внутренние и внешние рынки по направлениям, способам и маршрутам; для повышения эффективности экспорта газа, нефти и нефтепродуктов.

Поставленные задачи должен был решить проект «Север», реализованный ОАО «АК «Транснефтепродукт». Результат оказался весьма успешным. Помимо задач экономического характера удалось решить также и другие немаловажные проблемы, касающиеся политической и социальной сферы. «Проект «Север» был включен в федеральную программу «Энергоэффективная экономика», и Минпромэнерго внимательно следило за ходом его реализации, -- отметил Андрей Реус, генеральный директор ОАО «Оборонпром» (в 2004--2007 годах заместитель министра промышленности и энергетики РФ) и председатель совета директоров ОАО «АК «Транснефтепродукт». -- Поэтому я в качестве председателя совета директоров «Транснефтепродукта» уделял особое внимание проекту «Север». Безусловно, этот проект имеет огромное значение для российской экономики в целом и для обеспечения стратегической и энергетической безопасности страны в частности. В том, что проект был успешно реализован, причем, надо отметить, раньше нормативных сроков, несомненная заслуга и совета директоров, и президента компании».

Сергей Маслов прошел все ступени профессиональной карьеры -- от мастера на буровой до главы крупной компании. Несколько лет он работал за рубежом, занимаясь в том числе привлечением иностранных инвестиций в российский нефтяной бизнес. Придя в «Транснефтепродукт», он сформировал команду, в которой объединил и опытных специалистов трубопроводчиков, и молодых менеджеров, умеющих строить бизнес в современных экономических условиях.

«Реализация проекта «Север» -- это результат напряженной и высокопрофессиональной работы трудового коллектива компании «Транснефтепродукт» и ее президента Сергея Маслова, -- отметил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. -- Диверсификация маршрутов поставок российских энергоносителей и продуктов переработки имеет стратегически важное значение для нашей страны. Реализация проекта «Север» обеспечит российским нефтеперерабатывающим предприятиям эффективную экспортную логистику и станет важным этапом создания в России современной, высокотехнологичной нефтепродуктопроводной инфраструктуры».

Следует остановиться еще на одном важном аспекте. Строительство новых магистралей обеспечит возможность пополнить бюджет Российской Федерации за счет экспортных пошлин и дополнительных налоговых отчислений. Так, макроэкономический эффект от ввода в строй нового магистрального продуктопровода Кстово (Второво) -- Ярославль -- Кириши -- Приморск, по предварительным оценкам, может составить дополнительно порядка 200 млн долл. доходов в государственный бюджет.

Кроме того, строительство новых нефтепродуктопроводов может привести к снижению стоимости транспорта нефтепродуктов и относительной экономии транспортной составляющей в затратах нефтяных компаний, что, в свою очередь, способствовало бы созданию благоприятных условий для их предпринимательской деятельности и инвестиционной активности на территории России.

Еще одним положительным моментом является возможность снижения воздействия на внешнюю и внутреннюю политику России факторов, связанных с необходимостью проведения экспортных операций через терминалы, расположенные за границей России.

Востребованность проекта «Север» определяется его интеграцией в сеть нефтепродуктопроводов ОАО «АК «Транснефтепродукт», к которой подключено 15 крупнейших российских НПЗ. Подавляющее большинство этих заводов расположено в восточной и центральной части России, т.е. они удалены от мест возможного строительства альтернативных морских терминалов.

Предназначенное к транспортировке дизельное топливо EN-590 с содержанием серы не выше 10 ppm стандарта евро-5 является продуктом глубокой переработки, отвечает самым строгим экологическим требованиям и востребовано на мировом рынке нефтепродуктов. Его перекачка в рамках проекта «Север» позволяет, не уменьшая объемов сложившейся структуры транспортировки на существующих направлениях, вовлечь в трубопроводный транспорт дополнительные объемы топлива и увеличить общую производительность системы на 9,23 млн тонн, или на 34%, экспортные возможности увеличиваются на 54%.

При этом глава «Транснефтепродукта» Сергей Маслов не намерен останавливаться на достигнутом. Подтверждение тому -- новый проект «Юг», который предполагает создание магистрального нефтепродуктопровода из Поволжья в направлении побережья Черного моря. Общая протяженность трассы составит 1520 километров, мощность трубопровода -- 8,7 млн тонн.

Сергей СМИРНОВ