|
|
N°85, 19 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уже летают!
Открылся фестиваль «Твой шанс»
В этом году в Театральный центр на Страстном приехали студенты из полудюжины стран -- и Чехия, и Франция, и Швейцария. Но начался фест выступлениями «хозяев» -- в минувшие выходные своих учеников представляли две школы (Саратовская консерватория и Школа-студия МХАТ) и соответственно два педагога (Игорь Багалей и Константин Райкин).
Саратовцы привезли «Проделки Скапена». Ставить и играть Мольера в наше время непросто -- за церемонными конструкциями текста сплошь и рядом теряется его лукавство, интрига вязнет, получается музей, «знакомство с лучшими образцами», которое все равно не может выдержать соревнования с простым чтением книжки. Жители волжского города подошли к проблеме радикально: Мольер -- это фарс? Ну вот мы вам сейчас фарс и выдадим.
Все утрировано, каждая эмоция сознательно пережата. Царство пощечин, пинков, вытаращенных глаз. Если в тексте упоминаются цыгане -- значит, на сцену выйдет табор и будут соответствующие пляски. Переодевшийся в разбойника слуга выходит в наряде «крестного отца» и в компании девиц с автоматами; разбираться с нерадивым слугой хозяин собирается сначала с помощью утюга, затем -- бензопилы. Обе героини разговаривают с суровыми интонациями пэтэушниц -- ну конечно, ведь в таком виде вычурные излияния в любви и декларации добродетели особенно смешны. Очевидно, что Игорь Багалей готовит студентов к существованию в жестком режиме провинциального театра, где публику надо развлечь во что бы то ни стало. Что ж, по крайней мере иллюзий у учеников не останется.
Курс Константина Райкина еще не выпускной, студенты учатся третий год, а «Будущие летчики» -- представленный на фестивале спектакль -- и вовсе сделан в конце первого. Это в общем-то не совсем спектакль -- это каталог актерских этюдов. Среди них, естественно, есть более и менее удачные, но в целом после «Летчиков» остается ощущение свежести и надежды. В своих играх, пародиях, зарисовках курс демонстрирует отличное чувство меры, чувство театра, а не балагана. Собственно, именно на спектакль райкинского курса я шла с опаской: наблюдая периодически, как лезут из кожи вон студенты предыдущего выпуска, ставшие частью труппы театра «Сатирикон», как они стараются изо всех сил быть яркими, громкими, раскованными -- так, что хочется отодвинуться от сцены подальше, я боялась увидеть те же старания (и еще большие) в студенческом спектакле. Оказалось -- все в порядке. Эти студенты умеют быть пластически точными: отличный «Альпинист» (Казимир Лиске), ползший по сцене, как по скале, сумел-таки создать иллюзию, что движется вверх над пропастью, а «Свечка на торте» (Анастасия Калинина) в момент «угасания» вызвала подлинный восторг в зале изумленно-печальной гримаской и одним жестом обозначила скукожившийся наклон несчастной свечи. Они умеют видеть и изображать человеческие типы -- и развернутая картинка «Метро» с агрессивной старухой, парочкой, готовой от поцелуев перейти прямо к занятиям любовью, дикими спартаковцами и одинаково улыбающимися иностранцами тому свидетельство. И они умеют верить в театр, в его условность так, что заставляют поверить и зрителя: в самой первой сцене, «оживляющей» картину Дейнеки «Будущие летчики» (вы помните, ее все в учебниках печатали -- три голозадых мальца сидят на набережной, а в небе самолет), они так сигают со стола на пол, что уж точно кажется -- с причала в воду. И никаких «пережимов» -- просто отличная театральная работа.
Сегодня фестиваль продолжится спектаклем Магнитогорской консерватории «Володя» (вариации Сергея Пускепалиса на чеховские темы), завтра настанет черед Белградского университета искусств -- нас ждет «Лисистрата».
Анна ГОРДЕЕВА