Из последних кадровых перемещений «второй линии» одним из наиболее неожиданных было назначение бывшего главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова директором Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств («Рособоронпоставка»). Г-н Черкесов стал вторым после главы ФСБ Николая Патрушева силовиком, лишившимся своего поста. Внешне все выглядело так, будто президенты -- действующий и прежний -- таким образом
«погасили» соперничающие между собой две группировки силовиков, отведя в тень их ключевые фигуры. Вероятно, так оно и есть. Иначе, как показала
история с арестом генерала Бульбова, дело могло дойти до…
Но лучше об этом не думать. Резоннее будет понять, насколько эффективны эти рокировки. И если генерал армии Патрушев возглавил давно ставший номинальной структурой Совет безопасности, то за г-ном Черкесовым -- служба, от качества работы которой зависит обороноспособность страны. При условии, конечно, если эта служба начнет наконец работать. На днях на совещании в Санкт-Петербурге премьер-министр Владимир Путин потребовал от правительства «гарантировать полное и качественное выполнение всех оборонных программ». Слова эти напрямую обращены в том числе и руководству «Рособоронпоставки».
История этой структуры довольно запутанная. С момента создания новое ведомство было объявлено «федеральным органом исполнительной власти по размещению заказов, заключению и оплате контрактов, контролю и учету выполнения контрактов по гособоронзаказу. Причем до 1 января 2009 года -- в части серийной продукции, а дальше -- по всей номенклатуре продукции. Исключение могли составлять лишь спецтехника и часть материальных средств по заказу спецведомств -- чтобы «не разглашать». Тогдашний глава «Рособоронпоставки» Александр Денисов, бывший первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), видимо, окрыленный светлыми перспективами, в апреле 2007 года заявил, что его ведомство готово принять на работу около тысячи сотрудников, в том числе из силовых структур.
Инициатор создания «Рособоронпоставки» Сергей Иванов руководствовался при этом ясной для него мыслью: если генералы будут лишь заказчиками, но не покупателями вооружений и материальных средств, если они будут удалены от заключения контрактов, коррупция в Вооруженных силах, следы которой просматривались едва ли не везде, пойдет на убыль. Но дело как-то не пошло. Занервничавший г-н Иванов, как говорят люди из его аппарата, вслед за г-ном Денисовым приказал прикомандировать к создающейся структуре еще несколько ключевых лиц из ФСВТС. Те трудились в поте лица, но дело опять не шло.
В ноябре 2007 года Александр Денисов был заслушан на заседании правительства. А что было сказать, если к тому времени ему оставили (да и то пока теоретически) поставку лишь автоматического оружия. То есть поставки танков, самолетов, кораблей по-прежнему находились непосредственно у Минобороны.
Именно за неудачи в становлении организации, по второй версии, и сняли Александра Денисова. Да еще (это уже третья версия) за неуживчивый, трудный характер. «У него слишком много врагов было наверху», -- рассказал обозревателю «Времени новостей» один из бывших сослуживцев г-на Денисова. Рассказывают, что бывший первый замдиректора ФСВТС выставил из кабинета подчиненного, которому завтра уходить то ли в правительство, то ли в администрацию президента. Звание генерала Денисову присвоили на год позже положенного срока.
Но за поиском версий, которые в конечном счете не так уж и важны, как-то ушло из виду «аналитиков», что подобную историю мучительного и безуспешного становления имеет еще одна структура -- служба по оборонному заказу. Ее здание (тогда агентства) начинал возводить сановитый бывший глава ныне уже забытого Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) генерал армии Владимир Матюхин. Выпавшее из его рук знамя подхватил бывший глава «Рособоронэкспорта», эффективный менеджер Андрей Бельянинов, ныне возглавляющий Федеральную таможенную службу. Теперь на «Рособоронзаказе» бывший начальник Главного автобронетанкового управления генерал-половник Сергей Маев...
Глубинные причины появления двух названных федеральных органов в общем-то ясны. В Вооруженных силах более полусотни органов, которые могут сами заказывать вооружение, каждый вид и род войск определяет, какое вооружение ему нужно. В результате нет унификации поставок, идет дублирование, неэффективно расходуются средства. Предполагалось, что «Рособоронзаказ» будет сводить воедино все заказы на разработку новых видов вооружений, а «Рособоронпоставка» -- закупать вооружение и технику для силовых структур. Чтобы подчеркнуть значимость новых организаций, их руководителей ввели в состав военно-промышленной комиссии при правительстве. Разница лишь в том, что Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств курировало непосредственно правительство, а Федеральная служба по оборонному заказу была подчинена Минобороны и входила в его структуру.
Но реформаторы забыли старую песню про то, что «Красная армия всех сильней». Все функции, которые пытались отдать новым структурам, по-прежнему принадлежат аппарату заместителя министра обороны по вооружению. И этот аппарат данные весьма денежные функции никому не отдает, причем весьма успешно. В свое время глава «Рособоронзаказа» Андрей Бельянинов решил забрать себе военную приемку (около 30 тыс. офицеров-инженеров на заводах оборонно-промышленного комплекса) -- не получилось. Сергей Иванов в ранге министра обороны, а потом и первого вице-премьера пытался передать все заказывающие управления из главкоматов и командований родов войск тому же «Рособоронзаказу», а управления и ныне там. И «Рособоронзаказ» остался лишь с фискальными функциями. Правда, мало кто может сказать, насколько ему позволяют контролировать то, что контролировать он должен.
Не иначе как в утешение «Рособоронзаказу» Владимир Путин в апреле этого года возложил на организацию «лицензирование отдельных видов деятельности в сфере государственного оборонного заказа». Чуть раньше к компетенции «Рособоронзаказа» отнесено и «размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну». Впечатление такое, что дали эти функции лишь для того, чтобы чем-то организацию занять. Ибо при функциях, предназначенных ей изначально, организации явно было бы не до непрофильных тем.
Даже такая могущественная фигура, как глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, потерпела фиаско. В сентябре прошлого года он вышел с инициативой передать его организации функцию закупок вооружения и военной техники для российских армии и флота. Объем гособоронзаказа -- 365 млрд руб. -- в три раза превышает экспортные контракты. Г-н Чемезов был поддержан в своем начинании тогдашним премьером Виктором Зубковым. Но в результате все опять осталось на своих местах. В законе о «Ростехнологиях» говорится лишь, что госкорпорация «участвует в реализации программы вооружений».
Военные, изнутри видящие конфликт, говорят: коль система в этом своем звене упорно не поддается реформированию, все надо было оставить на месте -- в аппарате заместителя главы Минобороны по вооружению. Только приставить к ним действующий фискальный орган -- своего рода военную Счетную палату. В новой структуре государственной власти Минобороны и входящую в него службу по гособоронзаказу курирует президент. В то же время от правительства госполитику в области обороны, в том числе гособоронзаказа, контролирует вице-премьер Сергей Иванов. Может быть, двойной контроль даст результат? И назначенный в «Рособоронпоставку» Виктор Черкесов в делах оборонно-промышленного комплекса не новичок: одно время он курировал оборонку в мэрии Санкт-Петербурга.
Но дело в том, что само существование двух названных ведомств всей своей непростой жизнью вызывает сомнение. Получается, что польза от них если и есть, то материализуется она лишь в качестве вакантного места для опального чиновника.