Начать с чистого листа или сначала попытаться исправить то, в чем ошиблись раньше, -- должно определиться
новое правительство. Период передачи власти и создания новой конфигурации системы управления страной завершается. Пока ситуация в экономике относительно благополучна, но угрозы последних месяцев, в том числе быстро растущая инфляция, делают более ответственным выбор: с чего начать. Версии, что именно должно стать приоритетом для нового правительства в экономике, выдвигали эксперты на заседании Экономического клуба ФБК.
По мнению большинства экспертов, самая главная и
самая трудная задача нового правительства -- борьба с инфляцией. Несмотря на то что о принятии антиинфляционных мер говорят начиная с осени 2007 года эта проблема явно недооценена, считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «Новое правительство сейчас является заложником прежних решений, поэтому хотя бы сегодня надо признать, что инфляция носит не импортируемый характер, зависимый от повышения цен на продовольствие во всем мире, а преимущественно внутренний», -- говорит он.
Нужно как минимум не принимать решений, несущих инфляционную угрозу, которые по крупицам наращивают сегодня инфляцию, считает г-н Николаев. «Ускоренная индексация тарифов даст прирост к общегодовой инфляции не 0,5%, как уверяет правительство, а 3--3,5%, отказ от продления действия пониженных импортных пошлин на молочную продукцию добавит еще 0,5%», -- поясняет эксперт.
Пока антиинфляционная политика далека от того, чтобы называться общегосударственной. С одной стороны, принято решение больше не заниматься заморозками-разморозками цен на отдельные категории товаров, с другой -- в регионах все так же продолжают действовать местные соглашения о заморозке.
«Инфляция, которую стимулируют госрасходы, -- проблема серьезная, на это будет делать основной акцент новое правительство», -- считает управляющий директор инвестиционной компании «Тройка Диалог», бывший заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов. Как правило, под новое правительство и новые назначения пишутся новые программы. Так наверняка получится и сейчас. «Вместо попыток начать с чистого листа лучше сделать выводы из предыдущих неудач», -- уверен г-н Шаронов. «Чтобы решать экономические проблемы, начинать надо не с экономики, а с реформы судебной и правоохранительной системы, которая полностью себя дискредитировала», -- резюмирует он.
Чтобы реформировать судебную систему, достаточно просто перестать «звонить» судьям, которые подчиняются сегодня «инструкции телефонного звонка», считает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. «Условия ведения бизнеса в стране не прозрачны и непонятны, существует множество лакун, куда бизнес в России не может прийти, и множество негласных условностей, которые он должен соблюдать», -- говорит он. «В первую очередь президенту нужно вспомнить все свои обещания, к примеру, ликвидировать проверки малого бизнеса и не забывать про налоговую реформу», -- уверен он.
Самое лучшее, с чего может начать правительство, -- это, наоборот, отказаться от претворения в жизнь некоторых задуманных планов,
в частности от снижения налога на добавленную стоимость, полагает член правления госкорпорации «Внешэкономбанк» Сергей Васильев.
«Кое-что из изобретений последнего времени вроде
создания непрозрачных госкорпораций было явно ошибочным решением», -- согласился декан факультета политологии Высшей школы экономики Марк Урнов, ставя на первое место среди актуальных проблем демонополизацию экономики. Сам механизм выработки экономических решений должен быть радикально изменен, полагает он. «Должна возникнуть нормальная политическая среда, чиновников нужно вызывать в суд, если они некорректно выполняют свои обязанности, а СМИ должны охотиться за представителями власти, чтобы те давали себе отчет в том, что они делают», -- считает г-н Урнов. Правда, по его мнению, все большая бутафоризация политического процесса дает все меньше оснований считать, что это начнет происходить.