|
|
N°83, 15 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крестом и телескопом
Главный астроном Ватикана допускает существование инопланетных братьев по вере
Ватикан, похоже, готов взглянуть на небо новыми глазами и признать возможность существования разумной жизни за пределами Земли. К поиску братьев по вере на других планетах косвенно призвал христиан главный астроном Римско-католической церкви Хосе Габриэль Фуньес. В статье «Инопланетяне -- братья мои», опубликованной на днях в ватиканской газете, Фуньес не только заявил, что поиск разумной жизни за пределами Солнечной системы не противоречит вере в Бога, но и предположил, что на некоторых планетах может быть некое подобие рая, поскольку их обитатели могут быть свободны от первородного греха. 45-летний иезуит, возглавляющий обсерваторию Ватикана и тесно сотрудничающий с коллегами-астрономами из ведущих университетов мира, полагает, что сегодня наука и религия нужны друг другу, поскольку позволяют открыть новые грани человеческого познания, отмечает BBCRussian.
Аргентинец Фуньес во многом развивает идеи своего предшественника, иезуита из США Джорджа Койна, возглавлявшего ватиканские обсерватории в Италии и американской Аризоне с 1978 по 2006 год. Тот, несмотря на свой сан, не стеснялся выступать именно с научных позиций, призывая собратьев по вере внимательнее изучать последние открытия, в том числе и для того, чтобы лучше понимать промысел Божий. Как напоминает Newsru.com, Койн, например, считал, что теория эволюции «открывает нам Бога, создавшего Вселенную, которая имеет свою собственную динамику, и таким образом сама участвует в божественном творении». «Бог работает над Вселенной. В то же время у нее есть собственная жизненная сила, как у ребенка. Бог не вмешивается в ее развитие постоянно. Он позволяет, участвует, любит», -- писал несколько лет назад бывший главный астроном Святого престола.
Идеи Койна о теории эволюции, естественно, не нашли широкой поддержки в Ватикане (по одной из версий, именно такие заявления и довели иезуита до отставки), однако нельзя не отметить и эволюцию самой обсерватории Святого престола. Учрежденная Папой Григорием XIII в основном лишь для того, чтобы обосновать необходимость календарной реформы, сегодня она является довольно авторитетным научным центром, руководители которого позволяют себе порой некоторые колебания, хотя и в рамках христианских догматов. Например, тот же Фуньес предпочел не углубляться в тему отношений римской церкви к Галилео Галилею, хотя последний, как известно, был «реабилитирован» Ватиканом еще в 1992 году. Он лишь заметил, что в прошлом инквизицией были допущены ошибки, однако сейчас надо обратить свой взгляд в будущее.
В принципе об изменении отношений Святого престола к астрономии, а заодно и к великому ученому может свидетельствовать и тот факт, что в Ватикане готовятся к открытию памятника Галилею. Как весной сообщали итальянские и британские СМИ, он будет воздвигнут в саду рядом с комнатами, где астроном дожидался церковного суда по обвинению в ереси. Однако именно нынешнему Папе Римскому Бенедикту XVI регулярно припоминают его высказывания в адрес ученого. В частности, еще будучи кардиналом, в 1990 году Йозеф Ратцингер заявил, что «процесс церкви над Галилеем был разумным и справедливым». Именно эта цитата в начале этого года стала причиной громкого скандала, когда студенты и профессура римского университета La Sapienza, основанного в 1303 году на основании папского указа, публично отказались слушать торжественную речь понтифика и принимать его в стенах своего учебного заведения.
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ