Радостные
сообщения СМИ об отказе Вильнюса от вето на переговоры Евросоюза с Россией о новом соглашении о партнерстве и сотрудничестве оказались преждевременными. МИД Литвы вновь заявил, что блокирует этот процесс. Причиной стала критика старыми членами ЕС, в частности Германией и Францией, формулировки одного из условий Литвы, согласованного в воскресенье с главами МИДов Словении, Польши и Швеции. К собственно литовским проблемам это требование не относилось, оно затрагивало урегулирование «замороженных» конфликтов в Грузии и Молдавии.
Европейская критика прозвучала во вторник в Брюсселе, где Литве было предложено скорректировать именно этот пункт. Все остальные требования, в частности, касающиеся возобновления поставок Россией нефти в Литву по нефтепроводу «Дружба» и даже компенсации расходов на репатриацию депортированных ссыльных в советские времена, были приняты. Но Вильнюс твердо настаивает на прежнем варианте.
Вчера после встречи с президентом Литвы Валдасом Адамкусом министр иностранных дел Пятрас Вайтекунас сообщил: «Выработан широкий арсенал вариантов наших ответов, и они проходят согласование по дипломатическим каналам. Однако по главным, принципиальным, фундаментальным вопросам интересов Литвы мы не уступим. Мы рискуем европейской солидарностью». Он подтвердил, что предметом «редактирования» стала декларация о тлеющих конфликтах на постсоветском пространстве. Президент Адамкус одобрительно призвал литовских дипломатов искать компромиссы, но без ущерба для «существенных интересов» страны.
О жесткости позиции Литвы по проблемам Абхазии и Южной Осетии свидетельствуют высказывания г-на Вайтекунаса, сделанные в понедельник в Тбилиси, а также текст резолюции, принятой во вторник литовским сеймом (парламентом). Баталия по ней продолжалась около часу, так как часть законодателей возражала против конфронтации с Москвой. Депутат Альфредас Пекелюнас, к примеру, настаивал на «мягком варианте» документа -- включении в него призыва к Грузии и России «сесть за стол переговоров». Но сейм принял радикальный вариант. Из него следует, что виновник возникшего напряжения -- это Россия, а ЕС и НАТО должны «еще активнее действовать в стремлении защитить территориальную целостность Грузии». Кроме того, предложено поднять этот вопрос на переговорах о новом договоре между Россией и ЕС.
События вокруг вето на переговоры ЕС с Россией свидетельствуют о всплеске политических амбиций Вильнюса. Даже уравновешенный и гибкий министр Вайтекунас оказался в числе «ястребов», так что теперь за ним едва поспевают консерваторы. Но вряд ли стоит подозревать министра в избытке личной инициативы. Ведь заявления главы литовской дипломатии поддерживают президент Валдас Адамкус и премьер Гедиминас Киркилас.
В нынешней ситуации улетучивается бытующая за пределами страны иллюзия, будто литовские левые, особенно бывшие коммунисты, более умерены во внешней политике, в частности в отношении России, чем правые, консерваторы. На самом деле в своем стремлении «очиститься от прошлого» они порой свою решимость демонстрируют куда более усердно.
Но бывают и исключения. Трудно было, например, ожидать, что сейм с совместной подачи социал-демократов и консерваторов с первого раза не примет резолюцию о признании независимости Косово даже к рассмотрению. Но последовал грозный окрик президента, и депутаты переголосовали «как надо». В октябре в Литве предстоят парламентские выборы, и на фоне нарастающих экономических трудностей политики видят спасение своего авторитета в напористой внешней политике.