|
|
N°39, 06 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Игра в разоблачителей
Березовский и Генпрокуратура обменялись обвинениями
Генпрокуратура вчера частично огласила список своих «чеченско-террористических» претензий к опальному олигарху Борису Березовскому. На основании показаний очевидцев и материалов ФСБ следователи, по их заявлению, подозревают предпринимателя в финансировании как лидеров сепаратистов в целом, так и их отдельные операции. Самыми громкими из них названы похищение полпреда МВД РФ в Чечне Геннадия Шпигуна и поход боевиков на Дагестан. Очередная атака российских спецслужб на олигарха, видимо, не случайно совпала с демонстрацией им в Лондоне фильма, якобы подтверждающего, что взрывы жилых домов в России организовали не боевики, а ФСБ РФ. В подтверждение этой версии г-н Березовский представил своего свидетеля -- бывшего директора НИИ «Росконверсвзрывцентр» Сергея Чекулина.
О том, что у Бориса Березовского есть свой, особый, интерес в Чечне, в принципе спецслужбы поговаривали давно. Известно, что именно олигарх способствовал выкупу из плена многих заложников, в том числе граждан Англии Камиллы Карр и Джо Джеймса. Кстати, как отмечают в спецслужбах, именно благодаря участию в освобождении англичан Березовский сейчас чувствует себя столь уверенно в Лондоне. Генпрокуратура же считает, что, выплачивая деньги за пленников, олигарх финансировал чеченских полевых командиров, и вообще поставила под сомнение честность его миротворческой миссии. Другой момент, заинтересовавший следователей, касается инвестиций Березовского в экономику мятежной республики, большая часть которых, как подозревают в спецслужбах, тоже пошла бандформированиям. Люди из окружения Радуева и других чеченских лидеров рассказывали корреспонденту газеты «Время новостей», что олигарх не раз давал им деньги на различные коммерческие проекты, в том числе на покупку двух нефтеперегонных заводов.
Однако главным своим козырем Генпрокуратура назвала показания некоего свидетеля, который рассказал обо всех темных делах олигарха. В частности, он сообщил, что Березовский имел в Москве совместный бизнес с лидерами чеченской ОПГ Хож-Ахмед Нухаевым и Мовлади Атлангериевым. Кроме того, он через «грузина Бадри» передал в1999 году чеченским полевым командирам 30 млн рублей для нападения боевиков на Дагестан. Ну и в-третьих, Геннадий Шпигун якобы был похищен в Чечне по просьбе Березовского. Что примечательно, еще в 1999 году наши источники в МВД РФ говорили о роли Березовского в судьбе Шпигуна, но тогда они заявляли, что олигарх готовится его выкупить к выборам в Госдуму. По словам наших собеседников, в один момент в Ингушетии даже приготовили все необходимое, но потом в силу изменения политических «раскладов» олигарх дал отбой.
Кто этот таинственный свидетель, в Генпрокуратуре из соображений его безопасности говорить не стали, однако наши источники и в спецслужбах, и среди видных чеченцев в один голос заявили: это Салман Радуев. Последний действительно давно и хорошо знает Березовского, и еще в 1996 году, во время нападения на Кизляр, олигарх выкупал у Радуева захваченных омоновцев. Потом их совместный бизнес продолжался вплоть до ареста полевого командира. Кстати, когда Радуев был задержан, на руке у него красовался личный подарок Березовского -- золотые часы «Ролекс». На суде в Махачкале Радуев, как известно, получил пожизненное заключение, а совсем недавно его доставили в Москву -- чеченец опротестовал приговор в Верховном суде. Как утверждают люди из окружения Салмана, в столице спецслужбы обратились к нему с предложением дать показания на Березовского, пообещав нечто весьма заманчивое взамен.
Вчера же ответ спецслужбам дал и сам Березовский. Вечером он провел в Лондоне пресс-конференцию, где представил показания главного свидетеля своего обвинения против ФСБ. Бывший и.о. директора НИИ «Росконверсвзрывцентр» Сергей Чекулин в письменном заявлении сообщил, что в 2000 году «был завербован ФСБ в качестве агента департамента «Т». «В моем распоряжении имеются документальные доказательства тайной схемы хищения взрывчатых веществ с военных складов и участия высших чиновников российского правительства в сокрытии фактов и предотвращении расследования по этому поводу, -- говорится в документе Чекулина. -- Согласно имеющимся у меня накладным, платежным поручениям, доверенностям и иным документам, НИИ «Росконверсвзрывцентр» закупил значительное количество гексогена. Тонны этого материала с фальшивой маркировкой по доверенностям института направлялись различным подставным учреждениям в регионах». А расследования по этим фактам якобы запретил проводить лично директор ФСБ. На пресс-конференции был показан девятиминутный фильм о взрывах домов, снятый французскими кинематографистами, а журналистам были розданы копии пакета документов, якобы компрометирующих российские спецслужбы.
Выдержки из показаний свидетеля (со стороны Генпрокуратуры) по делу Бориса Березовского:
«...О характере взаимодействий Басаева, Удугова с Арсановым и их совместном бизнесе по похищению людей в конце 1998 г. было известно генералу МВД Шпигуну. Примерно в то же время по просьбе Березовского Шпигун был похищен прямо с самолета в аэропорту Грозного...»
«...Мне известно, что наиболее доверенными лицами Березовского в Чечне были Казбек Махашев и грузин Бадри, которые доставляли деньги Удугову для закупки оружия. Мне известно, что в июле 1999 года в аэропорту Нальчика состоялась встреча Бадри с Казбеком Махашевым, Бадри привез деньги от Березовского для подготовки похода на Дагестан... Во время одной из встреч Бадри с Бауди Бакуевым мне стало известно о том, что Березовский передал им около 30 миллионов рублей на эти цели».
«...Мне стало известно, что Березовский поддерживает близкие отношения, в том числе и в бизнесе, с известной чеченской преступной группировкой в Москве, Хож-Ахмедом Нухаевым и Мовлади Атлангериевым».
Александр ШВАРЕВ