|
|
N°39, 06 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сталь на птичьих правах
Россия сражается с Америкой ее же куриными ножками
Военно-стратегическое противостояние между Россией и США исчезло само собой после событий 11 сентября, когда две державы нашли общего врага. Что может помочь избежать торговой войны, пока неясно, но сейчас Москва и Вашингтон демонстрируют великолепное умение защищать свои интересы «симметричными ответами». События вокруг решения России приостановить импорт «ножек Буша», с одной стороны, и намерения США установить пошлины на импорт стали -- с другой, продолжают накаляться. При этом, правда, обе стороны продолжают настаивать на том, что две проблемы никак не связаны.
«Ни о какой торговой войне речь не идет, - заявил вчера российский премьер Михаил Касьянов. -- Это ни как не связанные вопросы. По куриному мясу - это вопрос исключительно техническо-ветеринарных ограничений. Американская сторона вовремя не представила необходимую документацию. Такие материалы были получены нами 1 марта. Мы будем рассматривать этот вопрос 10 марта и тогда будет решаться, останутся ограничения или нет. Надеюсь, что все будет улажено». В то же время, признает г-н Касьянов, намерение США повысить импортные пошлины на сталь «безусловно, негативно повлияет на металлургическую отрасль России».
Решение по стали в США официально еще не принято, хотя газета Washington Post вчера сообщила, что Джордж Буш принял решение о введении 30-процентных пошлин на импорт стали из России, Украины, Японии, Китая, Южной Кореи и Бразилии (поставок из Канады, Мексики, Аргентины, Таиланда и Турции, по сведениям газеты, эта мера не коснется). По расчетам Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК), суммарный ущерб российских компаний от пошлин может достичь 400 млн долл. в год.
Не менее категоричны и американские оценки по поводу прекращения выдачи российским Минсельхозом разрешений на импорт мяса птицы из США с 1 марта и о временном прекращении его ввоза с 10 марта (Минсельхоз обвиняет американских коллег в непредоставлении информации о добавках и антибиотиках, которые используются при производстве окорочков).
«Если запрет будет введен в действие, это может иметь более серьезные последствия и для рынка домашней птицы, и для других экономических отношений между нашими странами, -- заявил вчера посол США в России Александр Вершбоу. - Это не задает хороший тон в процессе подготовки встречи президентов США и России, которая должна состояться в мае, и на которой мы рассчитывали пролить свет на расширение контактов, а не на возникшие проблемы». О каких возможных последствиях идет речь, г-н Вершбоу сообщить корреспонденту газеты «Время новостей» отказался. По его словам, сейчас речь идет прежде всего о том, чтобы отложить введение запрета. «Это негативный сигнал для американского Конгресса, который отвечает за торговые отношения с Россией, -- говорит г-н Вершбоу. - Вопрос касается 38 штатов (из которых поставляется мясо птицы в Россию, причем эти поставки составляют 20% всего американского мяса птицы - Ред.), а это очень большое число и конгрессменов, и сенаторов. Это волнительный сигнал и для других потенциальных инвесторов. Речь идет о вопросе гораздо более широком, чем только мясо птицы».
Г-на Вершбоу уже обсуждал «куриный запрет» с главой Минэкономразвития Германом Грефом и советником президента Андреем Илларионовым, однако, по его словам, Минсельхоз всячески откладывает любые контакты по вопросу запрета импорта.
«Существует установленная обеими сторонами процедура решения вопросов, -- заявил вчера г-н Вершбоу. - В данном случае она не была использована. Российская сторона должна была обсудить полученный от США ответ до принятия одностороннего решения. Таким образом, мы делаем выводы, что он связан скорее с протекционизмом, чем с заботой о безопасности». Источники газеты «Время новостей» в департаменте ветеринарии Минсельхоза вчера сообщили, что даже вопрос о возможных переговорах вряд ли будет обсуждаться до детального изучения документов.
Между тем, ни одного правдоподобного объяснения действиям российского Минсельхоза, кроме как реакции на «стальной вопрос», никто не дает. «Думаю, что устраивающий обе стороны компромисс через некоторое время все-таки будет найден, -- говорит старший менеджер компании «Юникон/МС» Андрей Серпилин, -- В этом плане введение запрета на импорт «ножек Буша» оказалось как нельзя кстати. Это адекватная мера как по чувствительности для Америки, так и по срокам ее введения. Думаю, что рано или поздно Россия и США пойдут на политический обмен: мы облегчим импорт куриного мяса, а Америка введет послабления по импорту стали».
Анфиса ВОРОНИНА, Дмитрий СИМАКОВ, Вера КУЗНЕЦОВА