Время новостей
     N°87, 21 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.05.2008
Плата за подряд
В конце мая совет директоров «Транснефти» утвердит сумму, которую компания готова направить на дивиденды по итогам 2007 года. Предполагается, что выплаты на 40% превысят уровень 2006 года и составят около 1,15 млрд руб. Однако особой щедрости от «Транснефти» ждать не приходится. Прибыль компании за 2007 год составила 4,02 млрд руб., и до уровня 2003 года (15,9 млрд руб.) ей пока далеко. Как отмечает аналитик UniCredit Aton Павел Сорокин, в ближайшие три года у «Транснефти» не будет резкого роста прибыли из-за расходов по проекту «Восточная Сибирь -- Тихий океан».

Смета только первой очереди превышает 300 млрд руб., и из-за постоянного переноса сроков строительства стоимость ВСТО продолжает расти. Среди причин эксперты называют отсутствие квалификации у некоторых участников проекта. Еще летом 2007 года «Ростехнадзор» выявил 15 нарушений при строительстве ВСТО: зафиксировано отсутствие на отдельных участках трубопровода электрохимической защиты, укладка труб с истекшим нормативным сроком, захламленность территории по маршруту трубопровода.

Имеются и грубейшие технологические нарушения, выявленные на участке Огоньер и Таежный, где трудились китайские специалисты, которых к работам привлек «Краснодарстройтрансгаз» (КСТГ) -- генеральный подрядчик проекта. Так, например, строители производили взрыв грунта в непосредственной близости от уже сваренных между собой труб. В результате обломки камней рвали гидроизоляционную обшивку трубы, после чего китайские строители просто делали на трубах «заплатки» с помощью газовых горелок. Кроме того, в траншеи укладывались трубы, которые уже успели изогнуться под собственным весом, специальные «подушки» из песка не устраивались, что неизбежно приведет к попаданию нефти прямо в почву в случае ее пролива.

КСТГ не только привлек малоквалифицированных китайских рабочих, но и не создал для них соответствующих условий проживания. «Более того, -- подчеркивает главный санитарный врач Нерюнгринского района Инна Давиденко, -- для работы на строительстве нефтепровода приезжали люди, не прошедшие необходимого медицинского обследования».

В целом эксперты отмечают неудовлетворительную организацию работы, подчеркивая, что привлеченные к строительству китайцы имели слабое представление о том, как строят нефтепроводы в сложных климатических условиях Сибири.

Результат не заставил себя ждать: по состоянию на апрель генеральный подрядчик выполнил только 17% от всех запланированных работ. 25 апреля дочерняя структура «Транснефти» -- ЦУП ВСТО уведомила КСТГ о расторжении с ним контракта в одностороннем порядке. В качестве причин указано «ненадлежащее выполнение функций генподрядчика как в части организации строительно-монтажных работ, так и в части исполнения обязательств по финансированию субподрядных организаций и срыв установленных сроков выполнения работ». В связи с этим «Транснефть» требует от «Краснодарстройтрансгаза» вернуть ей авансы в размере почти 2 млрд руб. Общая же сумма претензий к КСТГ к настоящему моменту составила порядка 31,5 млрд рублей.

В сложившейся ситуации становится актуальным вопрос не только квалификации строителей нефтепроводов, но и тех, кто их аттестует, отмечают участники рынка. «Краснодарстройтрансгаз» проходил сертификацию в частном институте ВНИИСТ (Всероссийский научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации трубопроводов, объектов ТЭК), принадлежащем практически той же группе физических лиц, которая владеет КСТГ. Эта процедура по большому счету была искусственной, поскольку за прохождение сертификации институт получал соответствующую оплату.

«Подобные инциденты подрывают доверие ко всей отрасли, -- считает президент ассоциации строительных организаций нефтегазового комплекса «Союзстройнефтегаз» Борис Толкунов. -- Деятельность таких компаний, как «Краснодарстройтрансгаз», оказавшегося на самом деле компанией-пустышкой, наносит серьезный ущерб энергетической безопасности и экономике страны в целом». В связи с этим на днях ассоциация заявила о включении в список компаний с сомнительной репутацией.

Кроме того, «Союзстройнефтегаз» полон решимости обратиться в компетентные органы и инициировать расследование, в ходе которого будут установлены лица, стоящие за КСТГ, а также обстоятельства, при которых были потрачены средства в размере 7 млрд руб., полученных компанией в качестве аванса. «Как так получилось, что компания с минимальным уставным капиталом была выбрана для реализации магистрального нефтепровода, имеющего стратегическое значение для страны?» -- возмущается Борис Толкунов.

В результате неквалифицированной работы «Краснодарстройтрансгаза» сегодня «Транснефти» приходится в срочном порядке искать новых исполнителей работ. Хочется верить, что на этот раз «Транснефть» более внимательно отнесется к выбору генподрядчика, ведь речь идет об одном из самых масштабных нефтепроводных проектов, который реализуется за счет средств госбюджета.

опубликовано в рубрике "Позиция"

Антон ИЛЬИН