После того как 24 апреля Федеральная регистрационная служба России изменила условия регистрации
саморегулируемых организаций (СРО) в строительной отрасли, большинство некоммерческих объединений (НКО) оказалось в тупике -- фактически они, имея на руках все документы, не могут получить статус СРО. Поэтому строительные ассоциации Северо-Западного федерального округа, собравшись в Петербурге на совещание, составили и отправили в минувший понедельник премьер-министру Владимиру Путину письмо с просьбой ускорить решение этого вопроса на уровне правительства России.
Суть проблемы в том, что
Федеральная регистрационная служба (ФРС) России, выпустив 24 апреля письмо с механизмом регистрации
СРО в строительной отрасли, создала правовой парадокс. По инструкции ФРС некоммерческая организация, претендующая на то, чтобы быть саморегулируемой, не может иметь в названии слово «саморегулируемая». Чтобы это слово получить, она должна сначала зарегистрироваться в ФРС без него, после внести себя в реестр саморегулируемых объединений, изменить название, а уж потом прийти в ФРС и перерегистрировать себя под новым названием.
Но даже все вышеизложенное не было бы таким абсурдным, если бы законодатели успели утвердить тот государственный орган, который занимался бы ведением и хранением реестра СРО. Но депутаты Государственной думы РФ до сих пор не пришли к консенсусу в этом вопросе. В результате некоммерческим организациям буквально некуда нести документы, да и реестра как такового пока нет. Вольготно же себя чувствуют только те объединения, которые успели пройти все процедуры до 24 апреля. А таких на северо-западе всего три: саморегулируемая организация «Строительно-промышленный комплекс Санкт-Петербурга», мурманская ассоциация «Саморегулируемая организация строительных подрядчиков «Созидатель» и «Саморегулируемая организация Вологды». Остальные сидят у разбитого корыта.
Поэтому некоммерческие объединения северо-запада, претендующие на статус СРО, приехали в Петербург на совещание, главным вопросом которого стало вечное "что делать?". Как ни странно, съезд прошел вполне плодотворно. НКО Псковской, Новгородской, Ленинградской, Архангельской, Мурманской областей, Республики Коми и Петербурга решили объединиться на базе ассоциации «Строительно-промышленный комплекс северо-запада», чтобы впоследствии также придать ей статус саморегулируемой. Руководители строительных некоммерческих организаций других субъектов федерации СЗФО -- Калининградской, Архангельской областей и Карелии -- не смогли прибыть в северную столицу по техническим причинам, но дали устное согласие участвовать в этом процессе.
Таким образом, в понедельник в Петербурге был подписан меморандум о создании в Северо-Западном федеральном округе межрегионального союза саморегулируемых организаций строительной отрасли.
Напомним, что с 1 июля 2008 года страна переходит на систему саморегулирования строительной деятельности. Правительством РФ этот процесс возведен в статус нацпроекта, поскольку от этих изменений напрямую зависит качество жилья.
Как пояснил корреспонденту «Времени новостей» директор мурманской ассоциации «Саморегулируемая организация строительных подрядчиков «Созидатель» Владимир Шахов, система лицензирования, действовавшая на протяжении последних десятилетий, себя не оправдала: "Если говорить буквально, государство выдавало компаниям разрешение на работу. А контроль за их деятельностью должен был реализовываться введением тем же государством разного рода регламентов -- ГОСТов, санитарно-эпидемиологических норм и правил, технических условий и многих других нормативов. Но поскольку эта сфера в нашей стране всегда была довольно зыбкой (например, в огромном объеме СНиПов и в их статусе даже чиновники профильных ведомств разбираются не до конца), недобросовестные предприниматели пользовались этим. То есть нарушали закон, а потом их юристы-крючкотворы в судах освобождали компании от какой-либо ответственности перед клиентами и перед государством. В результате мы получили тысячи разваленных кооперативов и сотни тысяч обманутых дольщиков, основная надежда которых на то, что правительство смилостивится и выплатит им компенсации".
Поэтому для полноценной реализации национального проекта в области жилья и была разработана система саморегулирования. Суть ее в том, что работать на рынке могут только те компании, которые являются членами некоммерческих организаций со статусом саморегулируемых.
По словам генерального директора саморегулируемой ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Санкт-Петербурга» Алексея Белоусова, при вступлении в СРО компания обязана внести определенную сумму в компенсационный фонд объединения. "В свою очередь СРО, принимая в свои ряды ту или иную фирму, обязывается в случае невыполнения последней обязательств погасить любые ее задолженности, используя средства этого компенсационного фонда", -- пояснил г-н Белоусов.
Но система выглядит гладкой только на бумаге. Самым опасным является период перехода с лицензирования на саморегулирование. Законодатели собирались аннулировать лицензии еще в июле прошлого года. Но тогда все только изучали проблему, и ни один регион не был готов перейти на новую систему. Поэтому время «Ч» перенесли на год вперед. Сейчас сроки поджимают, но законодатели так и не подготовили правовую базу для такого перехода.
Межрегиональные саморегулируемые организации законодательно необязательны. То есть закон о СРО предусматривает двухступенчатую систему -- СРО в отдельных субъектах федерации и общероссийская СРО. В последнюю региональным организациям тоже вступать необязательно. Но это дает свои преференции. Как рассказал «Времени новостей» заместитель начальника департамента социально-экономического и финансового мониторинга аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Максим Ковтун, согласно проекту закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» (в котором подробно прописывается вся система саморегулирования) если СРО готова вступить во всероссийское объединение, она должна иметь 50 членов -- строительных компаний и 15 млн руб. компенсационного фонда. А если хочет действовать самостоятельно, в ней должно быть 200 предприятий и 52 млн руб. компенсационного фонда.
Но, как пояснил Максим Ковтун, межрегиональное объединение необходимо: "Оно сначала поможет в пробивании бюрократических заслонов при регистрации саморегулируемых организаций в субъектах федерации, а впоследствии сможет разработать и ввести единые регламенты строительной деятельности и поможет в работе с чиновниками и парламентариями".
Пока первым совместным решением НКО северо-запада стало составление письма премьер-министру Владимиру Путину, в котором строители попросили как можно скорее определить то государственное ведомство, которое будет хранить и вести реестр СРО. Если же этого не будет сделано в ближайшее время, переходный период с лицензирования строительного бизнеса на саморегулирование может затянуться и стать очень болезненным не только для участников рынка, но и для всей страны.