|
|
N°39, 06 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Цифра» против классики
В Хьюстоне открылся фотобиеннале
Хьюстонский фотофестиваль -- самый крупный на Американском континенте. Он проводится раз в два года, в этом году -- уже в девятый раз. Хьюстонская биеннале была основана в 80-х годах прошлого века, в момент зарождения интернациональной моды на фотографические фестивали. Фестивали возникали тогда на волне признания новых зрелищных и информационных возможностей старой техники. С тех пор они многое сделали для развития фотографии, способствовали привлечению к ней внимания самой широкой публики, меценатов и чиновников по всему миру.
Хьюстонский фестиваль играет важную роль в жизни богатого, немного провинциального и очень амбициозного города. Он давно уже вышел за пределы тесных залов музеев и галерей на улицы. Считают, что именно он вдохнул жизнь в заброшенные и малопривлекательные кварталы исторического центра. Главным событием этого года станет масштабная оптическая инсталляция французского художника Джорджа Руссе в интерьерах заброшенных зданий центра, которая позже трансформируется в гигантские фотографические отпечатки. Видеопроекции, световые инсталляции, музыкальные перформансы, выступления знаменитых диджеев в течение первых недель марта будут продолжаться в разных районах города.
Программа, организованная Фотофестом-2002 (это только небольшая часть фестиваля, финансируемая организаторами), называется «Классический глаз и то, что за его пределами». Ее задача показать эволюцию фотографии -- от классических снимков к сетевому искусству, от черно-белых изображений к современным цифровым технологиям. Пять выставок представляют классическую фотографию и двадцать семь -- современные эксперименты. Выставки классической фотографии (на Фотофесте представлены русский пиктореализм, архив боливийской фотостудии XIX века, съемки Нью-Йорка и провинциальных городов Греции середины XIX века) оказываются только точкой отсчета для вакханалии цифровых технологий, сетевого искусства, анимационных проекций и компьютерных перформансов. Исторический аспект выглядит странной формальностью на фестивале, где даже музеи представляют программы острые и современные. Музей изящных искусств Хьюстона (с его коллекцией благодаря партнерству с Музеем изобразительных искусств московская публика немного знакома) покажет выставки «Современное искусство и фотография» (из своего собрания), «Танцы» Ирвинга Пенна и послевоенную итальянскую фотографию. Его программа выглядит самой традиционной: кажется, организаторы руководствовались представлениями о классической технике фотографии. Собрание Менил представит инсталляцию бразильского художника Вика Мунтца, в Музее Холокоста интерактивный проект «Собирая камни» покажет Аллен Берлинер.
Россия на фестивале представляет век позапрошлый. «Русский пиктореализм» -- выставка по-своему замечательная. Очень аккуратно, даже тщательно сделанная, она отвечает всем представлениям о фотографическом музейном проекте. Тем не менее выглядит она на этом празднике жизни немного странно. Трудно отделаться от мысли, что выставка символически фиксирует место, которое занимает отечественная фотография (в глазах организаторов, в наших собственных глазах?) в мире цифровых технологий и разнообразных экспериментов с цветом и оптикой. Для представления других, более адекватных веку сегодняшнему экспериментов в России не нашлось то ли денег, то ли желания. Объясняют, что выставку выбирали организаторы. В то же время на международных художественных выставках российское искусство будет представлено в этом году работами художников современных и модных, работающих почти сплошь с новыми технологиями. Именно в этом контексте и существует сейчас то, что принято называть фотографией.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ