«ГидроОГК» и структуры Дерипаски собираются построить пять малых ГЭС к Олимпиаде-2014
«ГидроОГК» вчера сообщила об изменениях своих инвестиционных планов на ближайшую пятилетку. Глава компании Вячеслав Синюгин заявил, что это связано с резким ростом стоимости материалов для строительства ГЭС и услуг сервисных организаций, а также появлением такого понятия, как плата за подключение к энергосетям. Это привело к тому, что ряд проектов стал не отвечать норме внутренней доходности, принятой в компании (она, кстати, недавно была увеличена с 10 до 11%). В связи с этим, как пояснил зампред правления «ГидроОГК» Василий Зубакин, было принято решение отказаться от начала строительства в этом году Нижнебурейской ГЭС, Нижнезейских ГЭС и каскада Зеленчукских ГЭС. Зато компания активно ищет частных инвесторов для строительства малых ГЭС (мощностью менее 200 МВт) и надеется на изменения в законодательстве, которые позволят государству софинансировать такие проекты и которые дадут преференции этим электростанциям в работе на рынке.
В частности, сообщил г-н Зубакин, «ГидроОГК» собирается до конца лета завершить работу над обоснованиями инвестиций в строительство Сочинских ГЭС. Этот проект приурочен к Олимпиаде в 2014 году. «ГидроОГК» планирует построить на реке Мзымта каскад из пяти ГЭС: ГЭС №1 (24 МВт), ГЭС №2 (12 МВт), Верхне-Краснополянская ГЭС (24 МВт), Нижнее-Краснополянская ГЭС (22 МВт) и ГЭС №4 (80 МВ). Гидростанции практически полностью будут находиться под землей, после завершения строительства первоначальный ландшафт местности предполагается восстановить. Компания намерена привлечь к проектированию каскада специалистов, проектировавших подобные станции на территории национальных заповедников в Финляндии и Норвегии. Необходимость дополнительной электростанции связана с тем, что в Сочи уже сейчас существует небольшой дефицит электроэнергии, причем к 2011 году он, по расчетам РАО «ЕЭС России», сделанным в 2005 году, вырастет еще на 300 МВт, а к Олимпиаде -- на 600 МВт.
По сделанным три года назад оценкам, цена проекта 280 млн долл. Как говорят в частных тепловых энергокомпаниях, с тех пор стоимость проектов выросла примерно на 70--80%. А объектов гидроэнергетики, скорее всего, еще больше -- из-за почти трехкратного роста цен на цемент в последние годы. Как заявил г-н Зубакин, отвечая на вопрос «Времени новостей», уже есть предложения от внешних инвесторов по участию в проекте. «Но я считаю не очень серьезным вести переговоры относительно Сочинских ГЭС с внешними инвесторами, когда еще нет законченной работы над обоснованиями инвестиций. О чем говорить? О том, что место хорошее, климат хороший и потребление там будет расти? Они спросят: «Сколько стоит?» А мы еще считаем. Я надеюсь, что в течение лета мы работу над обоснованиями закончим. Там будет и экологическое обоснование, и гидрологическое, и технологическое, и экономическое -- со всех точек зрения, так сказать. В том числе там нужна серьезная программа изысканий -- непростое дело. Обоснование инвестиций -- это не просто документ толщиной в полтора сантиметра, это серьезная гигантская работа».
По информации «Времени новостей», этим внешним инвестором является структура «Базового элемента» Олега Дерипаски En+, с которой «ГидроОГК» уже сотрудничает в Красноярском крае по строительству Богучанской ГЭС и алюминиевого завода. Г-н Дерипаска весьма активно инвестирует в различные проекты в Краснодарском крае, в том числе и касающиеся подготовки к Олимпиаде. А недавно на встрече с журналистами он заявил, что в сфере электроэнергетики имеет интерес исключительно к строительству ГЭС, однако конкретные проекты называть не стал.
Глава электроэнергетического подразделения En+, гендиректор «Евросибэнерго» Владимир Кирюхин подтвердил «Времени новостей» интерес к строительству Сочинских ГЭС. «Да, проект интересен, -- заявил он. -- Но мы с «ГидроОГК» его обсуждали пока только в общих чертах. Пока там нет ТЭО, ничего конкретного сказать нельзя. В том числе и по долям, и по финансированию».
Как говорит г-н Зубакин, «ГидроОГК» не всегда стремится к контролю в ГЭС. В частности, проект по строительству Богучанской ГЭС и алюминиевого завода реализуется со структурами г-на Дерипаски на паритетных началах. При строительстве малых ГЭС контроль может быть отдан местным властям или частным инвесторам. «В проектах по Дагестану, например, мы, скорее, будем уходить от контроля, -- говорит зампред «ГидроОГК». -- Понимаете, какая штука: нам интересен операционный контроль в эксплуатации только тогда, когда проект сделали мы (самостоятельно. --
Ред.) -- наши проектные институты и так далее. А дальше (после окончания строительства и возврата инвестиций. --
Ред.) -- это проект со своим активом. Если это станция всего на несколько мегаватт, то с ней головной боли и забот больше, чем будет доходов от нее. Хотя услуги по эксплуатации с гарантированной доходностью мы с удовольствием будем оказывать».
Таким образом, структурам г-на Дерипаски придется еще серьезно поторговаться с «ГидроОГК» за право стать участником проекта.
Впрочем, пока до этого еще далеко. Предстоит решить проблемы с противниками проекта, прежде всего с экологами. Они считали и считают, что строительство ГЭС изменит русло реки Мзымты, а для Сочи это крайне нежелательно. В 2006 году в качестве решения проблемы энергодефицита предлагалось построить еще один энергоблок на Сочинской ТЭС (сейчас преобразована в «Интер РАО ЕЭС»). Но тогда Россия еще не завоевала права проведения Олимпиады 2014 года. Сейчас же, когда стали хотя бы немного понятны масштабы работ в Сочи, стало понятно, что одним тепловым блоком энергетическую проблему Сочи решить не удастся. Судя по всему, это и вынудило «ГидроОГК» начать подготовку ТЭО проекта строительства ГЭС. Месяц назад компания провела конкурс на разработку ТЭО, говорится на сайте торгово-операционной системы B2B-Energo, однако о его результатах пока не сообщалось.
Как говорит г-н Зубакин, сейчас помимо работы над обоснованиями инвестиций идет уточнение схемы энергоснабжения региона Сочи. «В этой схеме наши объекты есть. Пока окончательных параметров по нашим объектам нет, поскольку обоснования инвестиций не завершены. Там по-прежнему остаются вопросы, связанные с экологией, и мы ищем пути решения этих вопросов. Поэтому не хочу даже раньше времени говорить о проекте. Но мы в проекте Сочинских ГЭС остаемся».