Время новостей
     N°83, 15 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.05.2008
Концепция-2020 изменилась?
Министерство финансов может стать главным центром экономического планирования в кабинете Путина
В начале недели правительство обрело новую форму, а некоторые министерства утратили часть названия и полномочий. Среди них -- Министерство экономического развития и торговли, потерявшее торговлю и отныне ставшее МЭР вместо МЭРТ. В качестве утешительного приза в ведение МЭР передали «Росстат», «Роскадастр» и «Росрегистрацию». А вот Министерству финансов утешения не нужны -- он, по всей видимости, получил переходящее знамя главного государственного экономического стратега.

Алексей Кудрин вполне ожидаемо сохранил за собой должности министра финансов и вице-премьера. После отставки Германа Грефа с поста министра экономического развития и повышения статуса руководителя финансового ведомства до вице-премьера в сентябре прошлого года ничто не могло остановить его на пути к "господству" в сфере российской государственной экономической политики. Неприятности с арестом заместителя министра финансов Сергея Сторчака и публично негативная реакция на это самого министра лишь позволили г-ну Кудрину закрепить за собой статус ответственного и принципиального руководителя, которому нечего скрывать.

Новый министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина не имела достаточного аппаратного веса, чтобы противостоять старожилу кабинета министров Алексею Кудрину. И вот результат: у МЭРТ отобрали торговлю, вдобавок ведомство получило практически персонального надсмотрщика в лице первого вице-премьера Игоря Шувалова. Ему среди прочего поручено курировать международные отношения, внешнеэкономическую деятельность и внешнюю торговли, в том числе вступление в ВТО, развитие конкуренции, деятельность естественных монополий, антимонопольную и тарифную политику, управление федеральной собственностью. То есть практически все вопросы, относящиеся к прерогативам Минэкономразвития.

Пока непонятно, кому достанутся лавры окончательного формулирования и исполнения «Концепции-2020». Первоначальный вариант писался в Центре стратегических разработок, которым тогда руководила как раз г-жа Набиуллина. Затем за этот документ взялся МЭРТ, именно его чиновники представляли все варианты «Концепции» в правительство. Но, по некоторым видимым признакам, координация работ по этой программе вполне может отойти Минфину.

Представители Министерства финансов еще недавно заявляли, что финансистам следует заниматься подготовкой основных прогнозных показателей для бюджета, а вот долгосрочные прогнозы социально-экономического развития пусть остаются за МЭРТ. Но в конце апреля, незадолго до смены правительства, Минфин предусмотрительно создал в своей структуре три новых департамента. Уже известно, что один из них будет называться департаментом долгосрочного планирования. Возглавила его Оксана Сергиенко, до того работавшая заместителем директора департамента финансовой политики. В Минфине обосновали необходимость расширения числа департаментов новыми задачами, которые стоят перед министерством, а именно разработкой трех- и пятнадцатилетних бюджетов. Но, видимо, к новым задачам добавятся и старые функции МЭРТ. Тем более что бюджетное планирование на 15 лет вперед вряд ли может принципиально противоречить положениям "Концепции-2020"-- ведь обещанный стране инновационный рывок надо финансировать.

После распределения полномочий вице-премьеров в правительстве Владимира Путина стало известно, что Алексей Кудрин будет курировать вопросы разработки основных параметров социально-экономического развития, проведения единой финансовой кредитно-денежной политики, финансового планирования, госбюджет, инвестиционной политики и управления госдолгом. А среди озвученных Владимиром Путиным первоочередных задач правительства многие непосредственно относятся к ведению Министерства финансов. В частности, подготовка законопроектов, связанных с развитием финансового рынка и налоговой системы.

Раньше часть этих вопросов относилась к прямому ведению старого МЭРТ, например инвестиционная политика. И не было бы ничего странного, если бы вице-премьер Кудрин приглядывал за деятельностью экономического министерства. Но, как уже было сказано, все-таки большая часть экономических вопросов, подведомственных новому МЭР, отошла под надзор первого вице-премьера Шувалова. Разумеется, вице-премьеру Кудрину было бы удобнее, чтобы все области его ответственности в этом ранге перешли в его же прямое подчинение как министра финансов, тем более что других надсмотрщиков над Минфином нет. Но, похоже, единственным человеком в правительстве, не считая премьера, с которым Минфину придется согласовывать свои прогнозы, остается Игорь Шувалов.

Юлия МИРОНОВА