|
|
N°39, 06 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Путин и дети
На телевизионных каналах вскоре появятся следы заботы о подрастающем поколении
Даже в службе протокола администрации президента никто не предполагал, что собрание Совета по культуре, посвященное теме «Культура и дети», продлится более трех часов. По свидетельству участников, беседа протекала весьма оживленно и была продуктивной. Продуктивность выразилась в том, что заготовленное заранее решение так и не было принято, а на основании высказанных предложений будет подготовлено новое. Эдвард Радзинский подчеркнул, что хотя разговор все время уходил в сторону, президент не давал спорить, сам отвечая на возникающие вопросы и направляя разговор в конструктивное русло. Какое именно, уточнил Михаил Пиотровский, единственный из членов совета, кто смог в очень сжатой форме огласить повестку дня, будучи приглашенным поделиться информацией с журналистами. Сводилась повестка к нескольким основным темам. Так, было решено изменить статус школьных библиотек; основательно поддержать отечественную мультипликацию; следить за исполнением телеканалами квот на детские и образовательные программы, заявленные в лицензии; пересмотреть ставки налога на НДС на детские, научные и познавательные книги; давать Государственную премию за произведения для детей; увеличить финансирование детского кинематографа; взять русский фольклор за основу для создания мультфильмов, компьютерных игр, интернет-программ.
Как во всякой новой программе, главное -- правильно сформулированная цель. Судя по вступительной речи президента, только этот фрагмент заседания удалось услышать и увидеть вашему корреспонденту (как, впрочем, и всем остальным приглашенным журналистам), более всего руководство страны тревожит недостаточность просветительского и воспитательного воздействия искусства на детей. Отказавшись от идеологического давления, культура оказалась не готова воспитывать новое поколение, утверждать в нем гуманистические ценности, заменила поучение развлечением. Изменить это положение и призван реформированный Совет по культуре, в обязанности которого теперь вменяется вырабатывать концептуальные основы и приоритеты государственной политики в подведомственной области. Под руководством Владимира Путина, являющегося председателем совета, определять госполитику призваны: Михаил Пиотровский (заместитель председателя), дирижер Валерий Гергиев, актеры и режиссеры Николай Губенко, Сергей Жигунов, Олег Табаков, Геннадий Хазанов, Александр Калягин, Евгений Миронов, Константин Райкин, Никита Михалков, пианист Николай Петров, лидер группы «Любэ» Николай Расторгуев, композитор Алексей Рыбников, модельер Валентин Юдашкин, писатель Эдвард Радзинский и другие, менее знаменитые деятели культуры.
Между тем проблемы с культурой для детей действительно есть. За два года в России снято семь детских фильмов, но ведь не то что дети, даже киноведы не смогут сразу вспомнить названия этих картин. Гордость студии «Мосфильм», картина «Звезда», снятая Николаем Лебедевым по рассказу Юрия Казакова, появилась на свет только потому, что не нашлось подходящего сценария для детского фильма, на который уже были выделены деньги.
Что же касается школьных библиотек, то их, конечно, необходимо пополнять. Судя по представленным Министерством образования данным, любимыми книгами школьных учителей помимо классики из программы являются «Унесенные ветром», «Поющие в терновнике», детективы Марининой, «Сага о Форсайтах», «Три товарища» и «Два капитана». А из газет наставники молодежи отдают предпочтение «МК», «Аргументам и фактам» и журналам «Караван историй», «Лиза» и «7 дней».
Кстати, из тех же справочных материалов, подготовленных к заседанию совета, выяснилось, что количество учащихся разнообразных школ искусств только за 2000 год увеличилось на 9,9 тысячи человек. Динамика хорошая. Но как бы выяснить эстетические предпочтения тех самоотверженных людей, что преподают там живопись, игру на пианино и хоровое пение?
Алена СОЛНЦЕВА