Время новостей
     N°86, 20 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.05.2008
Таблица приумножения
Государству предстоит определить механизм управления Фондом национального благосостояния
Средства Фонда национального благосостояния ждут твердой руки и нового плана управления уже в этом году. На минувшей неделе глава долгового отдела Министерства финансов Петр Казакевич еще раз подтвердил готовность ведомства к 1 октября представить на рассмотрение правительства более либеральные принципы инвестирования средств Фонда национального благосостояния. Вероятно, в те же сроки станет ясно, кто эти принципы будет воплощать -- Центробанк или специально созданное агентство с помощью управляющих компаний. И здесь есть опасные рифы: если не продумать некоторые моменты, деньги фонда будущих поколений можно не приумножить, а потерять.

30 января 2008 года Стабилизационный фонд разделили на две части -- Резервный и Фонд национального благосостояния (ФНБ). К настоящему моменту они составляют 3,069 трлн руб. (129,8 млрд долл.) и 773,82 млрд руб. (32,72 млрд долл.) соответственно. Сейчас средства ФНБ находятся на депозитах в Центробанке и так же, как и средства Резервного фонда, учитываются в составе золотовалютных резервов. Но управляются эти деньги в отдельном порядке. В первую очередь потому, что предназначение у них разное. Резервный фонд -- это неприкасаемая заначка на самый черный день для государства, а Фонд национального благосостояния должен помочь максимально увеличить доходы пенсионеров. Поэтому для первого главное -- сохраниться, а для второго -- приумножиться.

С сохранением средств в нынешние времена мировой финансовой нестабильности наши власти справляются неплохо, а вот приумножение идет значительно труднее. Центробанк вполне успешно следует букве постановлений о консервативном инвестировании Резервного фонда, тем самым достигая заданной цели. Но схема управления средствами ФНБ сейчас также несильно отличается от консервативных вложений фонда Резервного. Деньги инвестируются под брендом Центробанка в основном в гособлигации стран с самыми высокими рейтингами надежности. Правительство обязало «управляющую компанию» в лице ЦБ размещать в них не менее половины средств фонда. Остальные деньги можно поделить между долговыми обязательствами иностранных государственных агентств и центральных банков (не более 30%), а также разместить на депозитах в центробанках других стран (также не более 30%). До 15% можно инвестировать в ценные бумаги международных финансовых организаций с наивысшим рейтингом надежности.

Такие принципы инвестирования достаточно надежны, но пока они не принесли никаких дивидендов. Разве только несколько повеселили народ известием, что часть денег в полном соответствии с законом уже размещена в облигации ипотечных американских компаний, которые не без оснований считают одними из главных "виновников" мирового финансового кризиса.

Хотя облигации агентств Fanny Mae и Freddy Mac гарантированы Министерством финансов США, что позволяет надеяться на выполнение обязательств, рассчитывать на серьезную прибыль не приходится. Это признает и Минфин России. «Средние показатели доходности инвестированного капитала для нас составляют 10% годовых в долларах США», -- сообщил г-н Казакевич в интервью телеканалу Russia Today. И признался, что «с этим уровнем доходности не все так просто, так как результаты в национальной валюте, в рублях, не такие уж хорошие; это связано с ростом рубля».

Центробанк же не особо волнуется по этому поводу, свои обязательства в рамках закона он выполняет. Большего от него пока не требуют, да и самому ему не очень хочется связываться с достаточно сложным и ответственным делом рискованного инвестирования государственных средств. Поэтому руководство ЦБ уже не раз говорило, что для достижения поставленных целей нужно разработать новые принципы и механизмы вложения средств Фонда национального благосостояния.

Министерство финансов изначально было не против разработки таких механизмов. Министр Алексей Кудрин не раз заявлял, что его ведомство готово разработать варианты более либерального инвестирования части средств Фонда национального благосостояния. Известны и сроки, как напомнил г-н Казакевич, «разработка этого механизма должна быть завершена к 1 октября этого года».

Планируется, что, по новым правилам, до 10% средств ФНБ можно будет инвестировать в одобренные корпоративные долговые обязательства и акционерный капитал. Зная консервативность и осторожность лично министра финансов, можно предположить, что требования к ценным бумагам будут предъявлены самые строгие, а долю в акционерном капитале ограничат, например, 5%.

Но вопрос «куда вложиться?» не главный, который предстоит разрешить Минфину и другим ведомствам (к работе над предложениями по инвестированию средств ФНБ подключены Министерство экономического развития, Федеральная служба по финансовым рынкам и Центробанк). Нужно еще придумать схему, которая надежно защищала бы государственные средства от посягательств не только доморощенных "расхитителей" в виде отраслевых и политических лоббистов, но и заграничных.

Дело в том, что пока средства консервативно управляются Центральным банком, в рамках международного права они считаются принадлежащими отдельному юридическому лицу и не могут быть использованы для погашения государственных долгов России. Долги, по которым можно взыскать средства, могут образоваться как, например, в результате дефолта, так и благодаря скандальным фирмам типа «Ноги». В связи с иском последней средства Центробанка на счетах за рубежом уже замораживали, но до взыскания дело не дошло бы в любом случае.

Поэтому чтобы обезопасить себя от желающих поправить дела за счет российского «благосостояния», можно обязать Центробанк и дальше заниматься инвестированием средств от своего имени, но уже по новым правилам. Банку такая перспектива не слишком нравится, и скорее всего его руководство будет отбиваться до последнего от этой "почетной" обязанности. Работа с инвестированием госсредств в рискованные (по крайней мере, по сравнению с государственными обязательствами) корпоративные бумаги очень сложна, требует специально обученных людей. И не надо забывать о дополнительной ответственности за результаты деятельности.

Более вероятен уже обсуждавшийся вариант о создании специального агентства, которое в свою очередь доверит средства частным управляющим компаниям. Базой для него может стать государственный Банк развития -- Внешэкономбанк. Но в таком случае может возникнуть и реальная угроза удовлетворения международными судами исков по государственным обязательствам за счет средств Фонда национального благосостояния.

Юлия МИРОНОВА