|
|
N°39, 06 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лесной риск
Инвестиции в отечественную лесную отрасль, как показал российско-финский Лесной саммит, свободны от политических рисков: российское правительство готово способствовать и предприятиям в привлечении инвестиционных ресурсов, и инвесторам в развитии перспективных проектов. Однако даже поддержка властей не гарантирует иностранных инвесторов от специфически российских некоммерческих рисков. Интерес к лесной отрасли сделал весьма актуальными результаты проверки эффективности приватизации и ее законности, проведенной Счетной палатой в 2000 году.
Материалы этой проверки предоставляют потенциальным инвесторам массу поводов для того, чтобы сначала подробно выяснить происхождение и состояние активов, имеющихся в российских компаниях лесного и целлюлозно-бумажного комплекса. Эксперты в подтверждение тезиса о закрытости и теневом характере лесного бизнеса приводят такой факт: заявляемые компаниями объемы лесозаготовок в 2000 году составили 69,8 млн кубометров, в то время как вывоз древесины из регионов заготовок -- 87,7 млн кубометров. Таким образом, даже по открытой отчетности компании вывозят древесины больше, чем производят.
Счетная палата нашла в отношении практически каждого крупного предприятия лесного комплекса те или иные нарушения в процессе приватизации или, по крайней мере, упущенную выгоду государства. Один из наиболее ярких примеров такого рода -- приватизация Сыктывкарского ЛПК, который сегодня контролируется иностранными акционерами. Аудиторы Счетной палаты обнаружили, что более 35% акций ЛПК было приватизировано в нарушение утвержденной указом Бориса Ельцина в декабре 1993 года Государственной программы приватизации. Упущенный доход федерального бюджета в результате этих операций Счетная палата оценила ориентировочно в 4,8 млрд руб. Аудиторы делают вывод, что эти сделки подлежат признанию недействительными в соответствии со статьей 30 закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».
Таким образом, любой иностранный инвестор, желающий стать «добросовестным приобретателем» акций предприятий российского ЛПК, столкнется как минимум с двумя проблемами: нарушениями закона в рамках приватизации (и перспективой оспаривания предыдущих сделок с акциями компаний) и фактом уже нанесенного ущерба государству.
Евгений НОСОВ