|
|
N°39, 06 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не спрашивайте, сколько это стоит
Страсти по инкомбанковскому Малевичу, кажется, отбушевали. Работает XII Антикварный салон в ЦДХ. Висит себе за бронированным стеклом «Черный квадрат». Проходят мимо посетители. И ничего. Сюжет с распродажей коллекции Инкомбанка несправедливо вытеснил другие, тоже достойные внимания. Первый касается работы экспертного совета салона. Второй -- нового проекта, заявленного в рамках салона, выставки ReConTec (Технологии сохранения культурного наследия). Прокомментировать эти темы обозреватель газеты Сергей ХАЧАТУРОВ попросил организатора Антикварного салона генерального директора фирмы «Экспо-парк. Выставочные проекты» Василия БЫЧКОВА.
-- Пятый салон подряд каждый посетитель при входе в зал может получить два топ-листа. Один из них составлен галереями и магазинами-участниками. Другой -- экспертным советом, включающим таких авторитетных специалистов, как директор издательства «Галарт» Андрей Сарабьянов и профессор МГУ Валерий Турчин. В листе участников отмечены сорок девять живописных и графических работ. В листе экспертов -- одиннадцать. Такая фильтрация экспонатов как-то влияет на уровень Антикварного салона в целом?
-- Подготовленные топ-листы -- это своеобразная навигация по экспозиции салона. В антикварном лесу немудрено заблудиться. Мы стараемся помочь посетителю сделать правильный выбор. Списки являются рейтингом в целях качественного отбора. Если висит картина известного художника, но не упоминается ни в одном топ-листе, потенциальный покупатель задумается о ее подлинности. Не может произведение первого ряда быть проигнорировано. Если произошло так -- обращаем на это внимание. Но, поймите правильно, мы ничего не клеймим как фальшивку.
-- А если с помощью топ-листов салоны и магазины будут продавливать какие-то произведения по завышенным ценам?
-- На то и существует экспертный совет. Смотрите. В топ-листе участников присутствует джентльменский набор передвижников: Айвазовский, Шишкин, Владимир Маковский... Эксперты отбраковали все это. Оставили три инкомбанковских полотна Малевича, несколько работ других авангардистов (Баранов-Россине, Куприн, Кирилл Зданевич), гигантский смачный натюрморт Петра Кончаловского, уникальный портрет Керенского кисти Репина, а также два портрета от Серебряковой и Сарьяна. Эксперты не будут необъективными, так как не хотят "подставляться" перед коллегами. В итоге рейтинговый механизм влияет на ценообразование.
В то же время мы не можем позволить себе роскошь парижских салонов, где ходят сто двадцать экспертов и отбраковывают. Вещи без доказанной атрибуции там просто просят убрать. Если галерист не подчинился, ему не гарантируют участие в следующей выставке. У нас же еще не устоялся рынок. Отношения между экспертами, галеристами и покупателями слишком сложные.
-- Не из-за этих ли трепетных отношений многие галерейщики на вопрос о стоимости выставленной вещи молчат как партизаны?
-- Действительно, продажа антиквариата -- процесс достаточно интимный. Цены часто гибкие. Это политика фирмы. Зачем говорить фиксированную цену, когда из-за угла может выйти человек с десятью охранниками и владелец галереи "врулит" ему в два раза дороже. У антикваров глаз наметан. Они сразу "секут" человека, который может играючи выложить двести тысяч долларов за картину Кончаловского. Нас с вами они к этой категории не причисляют. Если бы они чувствовали, что у нас в кармане есть кредитная карточка, которую можно прокатать на такую сумму, -- относились бы иначе.
-- Такие игры цивилизованны и законны?
-- «Не спрашивайте нас, сколько это стоит» -- подобную фразу можно услышать на многих мировых салонах. Товар предлагается не простой. Торги зависят от множества факторов. Один подошел -- будет торговаться до потери пульса. Другого послал олигарх сделать подарок жене на день рождения -- он даже не торгуется. Он просто пришел и принес нужную сумму.
-- От такой ядреной коммерции давайте воспарим к эмпириям альтруизма, бескорыстия и гуманизма. Параллельно с нынешним Антикварным салоном проводится первая специализированная выставка ReConTec (Технологии сохранения культурного наследия).
-- Аналогами такой выставки является большое количество выставок, проходящих за рубежом. Прежде всего лейпцигская Denkmal.
ReConTec -- это прежде всего модель общения различных фирм и институций. Главная тема нынешней ReConTec -- «безопасное сканирование». Новые технологии оцифровки произведений искусства представляет фонд «Русская культурная инициатива» в рамках проекта Министерства культуры по музеефикации и каталогизации русской живописи.
-- Кто еще кроме фонда «Русская культурная инициатива» участвует в форуме ReConTec?
-- Центр реставрации имени академика Грабаря, Главное управление охраны памятников Москвы, Федеральная служба архивов, многие другие институции. Вплоть до специализированных мастерских по реставрации доспехов. Есть даже «Гильдия судомоделистов». Все они являются звеньями той или иной технологической цепи.
-- Какие проблемы обсуждаются в рамках форума?
-- Известно, что в практике реставрации очень важно участие государства, законодательная база. Обсуждаются правовые аспекты охраны памятников. И не только они. Даже при соблюдении всех правовых аспектов остаются многие проблемы этического плана. Вот стоит церковь XVII века, когда-то при Екатерине перестроенная великим Матвеем Казаковым. Теперь разрушенная. Как ее реставрировать? В первоначальном средневековом стиле? Или сохранить казаковскую классику? Ответ на подобный вопрос сразу найти нельзя. Надо общаться и обсуждать. Смею надеяться, ReConTec станет такой территорией постоянного общения и концептуальных стратегий.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ