|
|
N°38, 05 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На русском в Молдавии лучше молчать
Кишинев заверяет в своей приверженности демократическим ценностям
Во время неформальной встречи глав государств СНГ в Чимбулаке российский президент Владимир Путин поблагодарил молдавского коллегу Владимира Воронина. В Молдавии никто не понял за что. Хотя президент России ясно сказал, что благодарит за внимание к русскому языку, именно с этим делом у кишиневских властей получился полный конфуз.
В то самое время, когда президенты в Казахстане обменивались заверениями в дружбе и взаимной поддержке, премьер-министр Молдавии Василий Тарлев в Кишиневе уверял митингующих почти два месяца студентов в том, что с русским языком покончено, по крайней мере в национальных учебных заведениях. Правительство отменило собственное решение об обязательном изучении русского молдавскими школьниками начиная со второго класса. Манифестанты праздновали викторию, но с центральной площади Кишинева уходить не спешили, а объявленная лидером Христианско-демократической народной партии (ХДНП) «революция» перебросилась на телевидение.
Брать штурмом телебашню демонстрантам не понадобилось: тележурналисты государственного канала поддержали «революционеров», объявив всеобщую забастовку против коммунистической цензуры в СМИ. На стороне забастовщиков выступил республиканский Союз журналистов. Молдавский президент ссору с четвертой властью посчитал делом бесперспективным. Он заверил журналистов в том, что стоит за свободу слова, пообещав в ближайшие дни разобраться в ситуации на Гостелерадио. Прерванные было программы новостей вновь появились в эфире. Страсти, однако, улеглись только для телезрителей. На самом телевидении разгорелась настоящая война. Русскоязычным сотрудникам, отказавшимся подписать обращение против цензуры, начали откровенно угрожать. «Таких, как ты, расстреливать надо», -- заявили коллеги Николаю Луке после того, как он, несмотря на предупреждение забасткома, вышел эфир в качестве ведущего программы на русском языке. Затем начались звонки домой: «Слышишь, завалить тебя стоит всего пятьсот баксов». Коля позвонил корреспонденту газеты «Время новостей» и сказал: «Я ничего не боюсь, расскажите, что здесь происходит».
«Русские -- вон!» -- написано на ступеньках телецентра. Такими же лозунгами, наряду с «долой коммунистов», пестрят стены городских многоэтажек. Если на телевидении делят людей на «наших» и «ваших», то в городе -- на «румын» и «русских». В последнюю категорию зачисляют всех, кто говорит по-русски. Под горячую руку националистов попадают и молдаване. Оператора телекомпании «Мир» избили в городской маршрутке только за то, что он обратился к водителю «не на том языке». Переход на румынский журналиста не спас. Его выбросили из машины, и если бы не подоспевший полицейский патруль, неизвестно, чем бы все закончилось. Теперь русские предпочитают молчать в общественном транспорте, как десять лет назад. Многие мои знакомые из нацменьшинств заговорили об отъезде из Молдавии. Очереди за российским гражданством у посольств России в Кишиневе, которые и раньше были большими, стали еще длиннее. Вопрос об изучении русского языка в молдавских школах русскоговорящее население не волновал. Инициатива, принявшая форму правительственного постановления, исходила от части титульной нации и столкнулась с неприятием другой ее части. Но виноватыми, как всегда, оказались русские.
Генеральный прокурор Молдавии обратился к парламенту с просьбой лишить депутатского иммунитета лидера ХДНП Юрия Рошку и его заместителей, чтобы привлечь к ответственности за то, что они выводили на манифестации несовершеннолетних. Прокурор грозится арестовать организаторов несанкционированных митингов. И ни слова о разжигании межнациональной розни, наказание за которую предусмотрено молдавским законодательством. Впрочем, в противном случае пришлось бы ответить на старый как мир вопрос: кто виноват? Власти, думая, что делают доброе дело, сами выпустили джинна из бутылки и теперь не знают, как загнать его обратно. Практически ни у кого нет сомнений в том, что Воронин не допустит полицейского разгона бунтующих против властей студентов. В 1989 году, когда Воронин возглавлял МВД еще в советской Молдавии, тот же «Народный фронт» (предшественник нынешней ХДНП) пытался штурмом взять министерство. Год назад Юрий Рошка в парламенте признал, что только благодаря Владимиру Воронину не произошло кровопролития. Молдавский президент заверил общественность, в том числе и международную, что и сегодня сила в отношении манифестантов применяться не будет.
Гражданский мир в Молдавии нарушен, но Россия оценила «внимание к русскому языку» -- в киловаттах и кубометрах. Российский газ теперь пойдет в Молдавию на 5 долларов дешевле, а транзит российской электроэнергии позволит снизить в стране тарифы на 20%. Если рассматривать ситуацию с точки зрения экономической выгоды, то игра с русским языком, затеянная властями и раскрученная оппозицией, стоит полученных дивидендов. Но стране понадобилось почти десять лет, чтобы успокоиться после национальных выступлений конца 80-х -- начала 90-х годов, также начинавшихся с протестов против русификации, а завершившихся вооруженным конфликтом в Приднестровье. Сколько же времени понадобится теперь?
Светлана ГАМОВА, Кишинев