От галеры до Шушары -- такой путь проделал вчера
новый глава правительства. Г-н Путин, который, по его собственному выражению, будучи президентом, пропахал восемь лет "как раб на галерах", решил начать новую веху в карьере с развития судостроения.
Прибыв на питерские «Адмиралтейские верфи», он подивился строящемуся уникальному танкеру, который сам себе и ледокол, и грузовоз. И как бы между прочим заметил, что первым генеральным директором этого старейшего 300-летнего предприятия был Петр I. А дальше, не побоявшись смелости сравнения, заявил, что "наряду с авиастроительным комплексом судостроение должно стать одним из локомотивов роста высокотехнологичного сектора нашей экономики". Самолеты и пароходы в роли "локомотивов" действительно выглядели метафорично.
Выступая на совещании в кругу вице-премьеров Сергея Иванова, Игоря Сечина, Алексея Кудрина, а также министров: промышленности и торговли -- Виктора Христенко, обороны -- Анатолия Сердюкова, экономического развития -- Эльвиры Набиуллиной и транспорта -- Игоря Левитина, председатель правительства попытался проанализировать незавидное положение отрасли. «Стоимость отечественной конечной продукции в разы выше, чем за рубежом. Мы проигрываем по производительности труда, -- заявил он. -- Наши деньги работают в основном за границей». Это происходит прежде всего потому, что с советских времен в судостроении остается перекос в сторону строительства военных кораблей. Пропорции военных судов по отношению к гражданским -- 74% к 26.
Как пояснил Виктор Христенко, «все усугубляется еще и тем, что в России строят гражданские суда по индивидуальным проектам и далеки от серийного производства».
Премьер не стал требовать невозможного -- войти немедленно в мировую судостроительную элиту. Сейчас он предложил активнее задействовать лизинг, «грамотно вкладывать государственные средства» и сосредоточиться «на создании всей линейки морской техники для добычи (полезных ископаемых. --
Ред.) на шельфе».
Только в одном моменте г-н Путин позволил себе некоторую резкость -- когда захотел узнать, почему до сих пор
не сформирована окончательно Объединенная судостроительная корпорация. Премьер велел к 1 апреля 2009 года наверстать упущенное. И, очевидно, чтобы не быть голословным критиком, тут же усилил компанию кадрами. Игорь Сечин вместо ушедшего на пост главы администрации президента Сергея Нарышкина возглавит совет директоров этой корпорации. И, надо полагать, постарается сполна использовать свои аппаратные навыки и связи в силовых структурах для консолидации судостроительных активов, мягко говоря, не дружащих между собой собственников.
Подводя итоги совещания, вице-премьер Сергей Иванов заявил, что на нынешнем этапе важнее всего объединить усилия частных инвесторов и государства в лице Объединенной судостроительной корпорации для строительства новых верфей.
Закончив с галерами, г-н Путин отправился в поселок Шушара Ленинградской области, где Никита Михалков снимает фильм «Утомленные солнцем 2». По пути в это местечко можно было с полной ответственностью сказать, что лучше плавать, чем передвигаться по такой суше. Всем стало ясно, что убогость натуры специально выбрана рукой мастера. Хотя трудно было поверить, что «апокалипсис сегодня» находится всего в 30 минутах езды от центра Петербурга.
Премьер, правда, прибыл на съемочную площадку в прямом смысле на локомотиве. А потому взирал на окружающее с меньшим отвращением, нежели прибывшие на машинах. Никита Михалков встретил Владимира Путина по-домашнему -- в вязаной кофте и в кепке с собственным именем. Премьер тоже позволил себе неформальный вид -- серенькие куртку и джемпер. Г-н Михалков упоенно рассказывал и рассказывал, тыча пальцем то в камеру, то в какие то бумажки, нахваливал своих главных актеров -- Сергея Маковецкого и Андрея Мерзликина. «Командовал парадом», постоянно повторяя «горячий паровоз вперед», «холодный паровоз назад», «обыскивайте всерьез». И даже пригласил Владимира Путина посидеть в режиссерском кресле.
Сергей Маковецкий поделился с премьер-министром трудностями актерской жизни: сказал, что приходится работать на съемочной площадке с ночи до утра и с утра до ночи.
Все вокруг свежего и бодрого премьер-министра и впрямь выглядели утомленными солнцем, которое в тот день действительно светило.