России только
предстоит создать нормальную систему власти, при которой институты государства и представляющие их персоны занимаются исключительно тем делом, которым обязаны заниматься по должности.
Говорить о том, как будут взаимодействовать свежеиспеченные правительство и администрация президента, и утверждать, что некоторые одиозные влиятельные фигуры путинской эпохи задвинуты на обочину власти, пока преждевременно. Для начала принципиально важно устранить глубинный изъян существующей системы власти -- сознательное несоответствие институтов государства и должностей чиновников их реальному участию в управлении страной, а также использование функций власти как инструмента личного бизнеса.
Вот, скажем,
Николай Патрушев перемещен с поста директора ФСБ в кресло секретаря Совета безопасности. Можно ли считать это понижением или даже политической пенсией? Формально -- да. Совет безопасности в данный конкретный момент совершенно непонятный орган без влияния, полномочий и внятного участия в процессе принятия государственных решений. Тогда как возможности ФСБ в России позволяют их обладателям весьма эффективно отстаивать свои групповые интересы. Но никаких непреодолимых препятствий для превращения Совета безопасности в реальный инструмент влияния нет. Пусть даже этот орган отсутствует в Конституции и подчиняется лично президенту, а президент Медведев может захотеть оставить Совбез совершенно декоративной структурой. Власть в России держится не на постах, а на совокупности личных связей. Сумеют формально пониженный в должности Патрушев и формально не пониженный (переход из заместителей главы президентской администрации
в вице-премьеры не понижение) Игорь Сечин сохранить прежнюю степень влияния на премьера Путина, захочет премьер Путин использовать представителей этой околокремлевской группировки для укрепления своих позиций при президенте Медведеве, и должности действующих лиц не будут иметь никакого значения.
России предстоит долгое возвращение к власти институтов вместо власти персонажей. Влиятельные чиновники кремлевской администрации в принципе не должны иметь ни малейшей возможности заказывать уголовные дела против руководства компаний с целью отъема бизнеса. Правоохранительные органы в принципе не должны быть инструментом рейдерства, каковым стали в последние годы. Все органы власти и представляющие их чиновники должны заниматься ровно теми проблемами, которые находятся в их компетенции, причем профессионально и в строгом соответствии с законом. Это банальщина, однако для современной России, где парламент не парламент, правительство давно перестало быть правительством, администрация президента вместо технической канцелярии долгие годы была реальным вершителем судеб страны, она кажется почти чудом.
Отход от нынешних принципов устройства власти в России необходим даже не потому, что пришел новый президент и ему нужно править страной в условиях, когда по большому счету никуда не ушел старый вместе со всей своей командой. Он необходим потому, что стране нужно наконец начать решать содержательные проблемы. Не дележ чужих прибыльных бизнесов, а борьба с инфляцией, не самопиар и торжество почти однопартийной системы, где даже партия власти не партия, а преодоление по-прежнему очень значительной бедности -- вот реальные задачи власти. Для решения содержательных задач нужна и содержательная власть, где силы чиновников не уходят на подковерные схватки, приобретение активов под дымовой завесой государственной службы и демонстрацию аппаратного веса в крокодильей битве с такими же конкурентами из власти.
Естественные монополии и крупнейшие госкорпорации потому и стали государством в государстве, что государством в государстве являлись конкретные ведомства и даже отдельные госчиновники. Внутри внешне монолитной вертикали власти сформировались удельные княжества власти, находившиеся в состоянии постоянных междоусобных войн.
В том, как будет работать эта самая вертикаль двоевластия, многое зависит от личной политической воли нового президента и премьера. Зазор для разводок в новой властной конструкции уж точно не меньше, чем в прежней: тогда, по крайней мере, был один лидер страны, а теперь их на некоторое время два. Разводи не хочу. Но реальных возможностей для теневого управления страной остается не так уж много. Растущую инфляцию не прикроешь политтехнологическим пиаром. Реальной опоры в народе у каждого из двух ключевых фигур сегодняшнего дуумвирата как не было, так и нет -- послушное большинство легко присягнет и переприсягнет любому правителю. Население, которое последние восемь лет последовательно исключали из созидательных процессов, не вернется к активному взаимодействию с властью до тех пор, пока власть не докажет делом заинтересованность в таком взаимодействии.
Поэтому любые самые разумные концепции развития страны до 2015, 2020 или 2030 года останутся утопиями, пока российские органы власти не начнут работать конструктивно и строго в рамках своей компетенции. И это для судьбы страны и для эффективности власти неизмеримо важнее, чем то, как «люди Медведева» уживутся с «людьми Путина».