В правительстве вновь появилось два раздельных министерства -- Минэнерго и Минпром
Министерство промышленности и энергетики согласно указу Дмитрия Медведева разделено на два -- на Минэнерго и Минпром.
Так было до правительственной реформы 2004 года. Вопреки ожиданиям Виктор Христенко стал руководить промышленным блоком, хотя до сих пор вся его деятельность в правительстве была связана с энергетикой -- не так давно в одном из интервью он говорил, что ему эта тематика стала более интересной. А Минэнерго возглавил Сергей Шматко -- глава «Атомстройэкспорта», бывший советник председателя правления Газпромбанка Андрея Акимова, бывший военный и, как говорят о нем коллеги, «бизнесовый человек». Ему придется в первую очередь заниматься проблемами реформированной электроэнергетики (ведь с 1 июля РАО «ЕЭС России» прекращает свое существование), а также вопросами строительства нефтепроводов, составлением графиков экспорта нефти и нефтепродуктов и другими проблемами.
Виктор Христенко расстается с ТЭК, которым он начал заниматься, будучи вице-премьером в правительстве Михаила Касьянова. Выделение Министерства энергетики из Минпромэнерго в отдельное ведомство дает повод подвести некоторые итоги государственной энергетической политики в правительствах Михаила Фрадкова и Виктора Зубкова. За это время под эгидой министерства был реализован, по сути, один управленческий мегапроект -- реструктуризация РАО «ЕЭС России». В окружении г-на Христенко к достижениям также относят ликвидацию дефицита экспортных мощностей в нефтепроводной системе страны, которая сейчас даже имеет запас. А также топливных регламентов. Однако не стоит забывать, что обнаружились проблемы с ростом добычи нефти, а в рабочих документах правительства появилось словосочетание «дефицит газа». Хотя, как и в случае с достижениями, негативные проявления являются плодом коллективного творчества правительства в целом.
Главным же разочарованием в сфере ТЭК стало очевидное несоответствие реформаторской политики в отношении электроэнергетики (тут и приватизация генерации, и либерализация рынка) с усилением монополизации в газовой отрасли, которая является основным источником топлива для ТЭЦ в европейской части страны. В совокупности с традиционным перекосом топливного баланса это может создать большие проблемы для обеспечения энергетической базы роста экономики России.
Учитывая, что административная реформа 2004 года, в результате которой и появилось «суперминистерство», не удалась, и его судьба была предрешена. Публично о предстоящем разделе ведомства впервые заговорил глава РАО Анатолий Чубайс год назад, и тогда многие посчитали, что именно он метит в кресло министра. Однако сам г-н Чубайс неоднократно говорил, что во власть больше не пойдет, а после реорганизации РАО 1 июля станет «почетным пенсионером» (ему прочат пост главы наблюдательного совета госкорпорации «Роснанотех»).
Проблемы же энергетики теперь будут в сфере ответственности г-на Шматко, а также вице-премьера, главы совета директоров «Роснефти» Игоря Сечина. Г-н Шматко -- человек из команды Газпромбанка: именно он стал в феврале 2005 года советником председателя правления банка и одновременно вице-президентом «Атомстройэкспорта» -- тогда Газпромбанк только приобрел контроль над этим предприятием. Уже через четыре месяца он возглавил «Атомстройэкспорт», и именно при его участии достраивались и достраиваются самые скандальные энергоблоки на зарубежных АЭС -- в Китае и Иране. В то же время Газпромбанк по сей день остается акционером компании, но уже миноритарным -- контроль выкупил «Росатом».
Знакомые г-на Шматко говорят, что он остался «человеком военным» (он в 1985--1988 годах служил на атомных подводных лодках Северного флота, а в 2004 году окончил высшие академические курсы Военной академии Генштаба ВС РФ по специальности «оборона и обеспечение безопасности Российской Федерации»). А потому «если надо, он будет бизнесменом, а если прикажут -- будет чиновником». «Да и вообще, наше правительство неплохо разбавлять теми, кто не понаслышке знает, что такое бизнес», -- говорит один из соратников г-на Шматко.
Впрочем, другой знакомый г-на Шматко полагает, что основная задача, которой он будет заниматься, -- это решение проблем электроэнергетики. «В «Атомстройэкспорте» Шматко изучил работу энергосистем в зарубежных странах, хорошо ориентируется в российской электроэнергетике благодаря работе в Газпромбанке (в 2005 году банк скупал электроэнергетические активы. --
Ред.), -- говорит он. -- Так что в этой части он будет выглядеть профессионально».
Впрочем, бывший замминистра по атомной энергии Булат Нигматулин полагает, что хотя г-н Шматко и «неплохой» (назначенный министр работал в начале 2000-х в структурах Минатома, когда г-н Нигматулин был замминистра), но ему тем не менее не удастся решить проблемы в электроэнергетике. «Министр ни на что уже не влияет, везде рынок, ни у кого нет понимания, куда и как двигаться дальше, -- заявил «Времени новостей» г-н Нигматулин. -- Поэтому Шматко не останется ничего, кроме как отстаивать те или иные интересы. Но что хорошо -- он не чубайсовский, и не христенковский».
Впрочем, г-н Шматко скорее всего будет блюсти не только интересы владельцев Газпромбанка, но и «Газпрома» и иностранных участников нефтегазового и электроэнергетического рынка. Как говорит источник «Времени новостей», близкий к «Атомстройэкспорту», г-н Шматко относительно недавно стал родственником одного из высокопоставленных менеджеров E.ON Ruhrgas.