|
|
N°81, 13 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Джексон возвращается
Michael Jackson. Thriller (CD, DVD, SonyBMG). Альбом, которому наверняка грозят всякие премии и первые места в рейтингах «переиздание года». Четверть века спустя переиздано лучшее творение Майкла Джексона, легендарный Thriller, самый продаваемый альбом всех времен и народов (по цифрам продаж обошел даже «Луну» Pink Floyd), в свое время отмеченный аж восемью наградами «Грэмми».
В свое время это было модной музыкой, а сейчас о модности говорить как-то странно. И дело не в пресловутой ностальгии, под соусом которой съедается любая сухая корочка. Просто Thriller -- образчик идеальной поп-музыки. Отличные запоминающиеся мелодии (джазовую версию Human Nature пару лет спустя записал великий Майлс Девис) и Джексон-вокалист на пике формы. Продюсер, джазмен Куинси Джонс, сконструировал изумительное звучание: оркестр, плюс электронные инструменты, плюс ритмы диско, фанка и хард-роковые риффы. Чуть ли не в каждом такте какая-то «фишка», звучок, какая-нибудь неожиданная побочная партия и тому подобное. Соло к хиту Beat It записал гитарист-виртуоз Эдди Ван Хален; в Beat It очень простой открывающий рифф, но очень сложное скоростное соло, и это в каком-то смысле принцип этой вот идеальной поп-музыки: сочетание простого и хорошо запоминаемого со сложным и техничным, сочетание музыканта из царства хард-рока с поп-вокалистом безо всякого взаимного отторжения.
На DVD -- клипы (Beat It, Billy Jean, Thriller) и концертное исполнение Billy Jean на юбилее лейбла Motown, сделавшего немало для развития музыки соул вообще и карьеры группы Jackson 5 в частности. CD дополнен неиздававшимся треком того же времени For All Time, а также новыми версиями старых хитов, ремиксами и дуэтами с современными звездами. К примеру, на The Girl Is Mine Пола Маккартни заменил Уилл Ай Эм. Ферджи (коллега Уилла по группе Black Eyed Peas), сколь бы прекрасной певицей она ни была, не затмевает Джексона, скорее наоборот. Строго говоря, ее голос, в иное время прекрасный, мощный и трогательный, рядом с джексоновским кажется сырым и неповоротливым. Тяжкий ремикс Кани Уэста на Billy Jean -- это тоже что-то в духе времени, точнее, в духе современного коммерческого хип-хопа, а если по совести, то в духе самого же Кани Уэста. В общем, все бонусы слушать необязательно. Но такое у нас время -- все надо «осовременивать», даже то, что не устаревает. И все надо переосмысливать. А зачем? Вроде и с первого раза все понятно.
Jose Carreras. Belle Epoque (Sony Classical/SonyBMG).
Один из главных теноров мира записал альбом из произведений периода «бель эпок», «прекрасной эпохи», которая, как любезно указано в буклете альбома, продолжалась с 1870-го по 1915-й. Вечно молодой Каррерас исполняет произведения композиторов того времени. Среди них -- Je te veux Эрика Сати, что особенно приятно, поскольку вокальные произведения этого замечательного француза, практически отца авангарда, записывают нечасто. Также Chanson de la mariee более именитого современника Сати, Мориса Равеля.
И In the Dawn Эдвара Элгара, прекрасного английского композитора-романтика. Произведение отменное, но поет Каррерас с жутким акцентом. Это единственный минус. А так хороший альбом. Очень даже стильное ретро.
Alicia Keys. As I Am (J Records/SonyBMG). Алиша Кис -- из главных звезд современного так называемого r&b -- термина столь многозначного, что уже непонятно, о чем речь. Грубо говоря, легкие мелодичные соул-песни с рваным ритмом. Ну или с прямым ритмом. Ну или не очень легкие. Собственно, новый, третий по счету номерной альбом Алиши Кис, представляет слушателю разнообразие современных r&b-песен. В начале альбома и ближе к финалу -- тяжелый вязкий бит, минималистичные аранжировки (как в Go Ahead, Superwoman, I Need You или гимнообразной No One). Минимум продюсерских ухищрений -- разреженный саунд, голос на первом плане. В середине более лиричные композиции, в духе восьмидесятнического urban contemporary вообще и той же Дженет Джексон в частности (Like You'll Never See Me Again и особенно Teenage Love Affair). А The Thing About Love или Where Do We Go from Here -- скорее соул в духе 1970-х с приятно поскрипывающим органом.
Александр БЕЛЯЕВ