|
|
N°81, 13 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Наши футболисты начнут точнее бить по воротам, а пловцы быстрее плыть"
Политологи о последствиях новых назначений во власти
Корреспондент «Времени новостей» Наталья РОЖКОВА попросила российских аналитиков оценить состав и структуру нового кабинета министров с точки зрения ее эффективности, а также ответить на не теряющий своей актуальности вопрос: сосредоточены ли основные рычаги влияния в руках нового президента Дмитрия Медведева или их перевез с собой из Кремля в Белый дом новый председатель правительства Владимир Путин.
"Есть шанс, что страна начнет жить по закону"
Иосиф ДИСКИН, сопредседатель Совета по национальной стратегии:
-- Первое: Путин обеспечил преемственность правительства, сохранив в ранге первого вице-премьера Виктора Зубкова -- это обеспечит контроль за исполнительской дисциплиной. Второе: бросается в глаза, что в руководстве правительства собраны люди, которым Путин безоговорочно доверяет, в частности Собянин и Сечин. В качестве первого вице-премьера в правительство приходит Игорь Шувалов, который разрабатывал в администрации президента экономические новации, в том числе продолжение административной и налоговой реформы. Значит, слова Путина о том, что мы должны создать лучшую в Европе налоговую систему, приобретают конкретного исполнителя.
Правда, при этом мне совершенно непонятно, как это будет работать с точки зрения эффективности. По моему мнению, многовато вице-премьеров. Хотя, конечно, Путин соблюдает принцип управления: не иметь в подчинении больше семи человек.
Постановка вопроса о том, в чьих руках теперь сосредоточены реальные рычаги власти, на мой взгляд, контрпродуктивна. Лично между Путиным и Медведевым проблем нет, они есть между аппаратами. По закону жанра каждый бюрократический аппарат тянет одеяло на себя. А когда начальники в этот процесс не хотят вмешиваться, способом решения конфликтов становится нормативный документ. Называется «федеральный конституционный закон о правительстве». Аппараты неизбежно будут вынуждены к нему обращаться, поэтому есть шанс, что в результате страна начнет жить по закону. Может выясниться, что закон в силу того, что никто не собирался им пользоваться, написан плохо. Тогда обе структуры могут выступить с инициативой что-то поменять.
Кроме того, исчезнет прежнее перетягивание одеяла на себя администрацией президента, которая не хотела политического правительства. Например, наверняка уйдет в прошлое ни на чем не основанная практика визирования постановлений правительства в администрации. А президентская администрация самого Медведева будет заниматься тем, что записано в Конституции.
"Сферы полномочий по управлению Россией вполне хватит на двух человек"
Борис МАКАРЕНКО, первый заместитель генерального директора Центра политических технологий:
-- Команда Путина, немножко пересевшая из кресла в кресло и ставшая командой Путина -- Медведева, подверглась очень незначительным изменениям. Эффективность вице-премьеров как звена неочевидна, именно поэтому ранее это звено убирали. Но Путин считает, что именно это звено эффективно -- наверное, он знает, как заставить его работать. В это звено он привел людей, лично ему близких, в том числе своего главного экономического советника Игоря Шувалова, главу своей администрации Сергея Собянина и его заместителя Игоря Сечина. Путинские люди остались с Путиным -- шаг совершенно естественный и ожидаемый. Что касается эффективности структуры правительства, то чем меньше министерств, тем лучше. У меня историческое предубеждение против умножения высоких правительственных постов. Редко когда создание новых министерств или вице-премьерств напрямую сказывалось на эффективности. Правда, к счастью, не было реализовано множество откровенно лоббистских проектов, чего и как разукрупнить. Зато появилось Министерство по делам физкультуры и спорта. Бывали времена, когда оно было министерством, госкомитетом или агентством, теперь снова создали министерство -- наверное, от этого наши футболисты начнут точнее бить по воротам, а пловцы быстрее плыть. Если так, тогда решение было оправданным.
Рычаги власти сейчас есть и у Путина, и у Медведева. А в каком соотношении, будет ли оно постоянным или будет меняться, пока еще неясно. Медведев -- ключевой человек тандема, а как они распределят между собой полномочия -- думаю, они сами сейчас представляют не до деталей. Кроме того, мы еще не знаем почти ничего о составе будущей администрации нового президента. В любом случае сферы полномочий по управлению таким государством, как Россия, вполне хватит на двух человек.
"Момент кадрового противостояния групп влияния рано или поздно наступит"
Дмитрий ОРЕШКИН, глава группы «Меркатор»:
-- Можно по-разному понимать эффективность правительства. Эффективность в смысле укрепления позиций Путина -- безусловно, происходит. В смысле укрепления деловых позиций думаю, что нет. Уже правительство Виктора Зубкова за последние несколько месяцев совершило целый ряд крупных системных ошибок, которые удовлетворяют Путина как человека, заинтересованного в сохранении власти, но в принципе задерживают экономическое развитие России, увеличивают инфляцию, повышают экономические риски в дальнейшем. Так же и новое правительство эффективно для решения задач, которые ставит перед ним Путин, и неэффективно для задач, стоящих перед Россией. Кадровые назначения свидетельствуют: сформированная Путиным вертикаль власти работает на него самого, но не очень эффективно решает стоящие перед страной задачи. Полагаю, Путин принимал решения по силовому блоку. Аналогичный случай с министром иностранных дел. Смена этой фигуры в дипломатическом этикете обозначает смену внешнего курса страны, а его сохранение -- продолжение курса. Лавров сохранен -- не знаю, плох или хорош нынешний внешнеполитический курс, но знаю, что его определяет Путин, потому что именно он принял решение оставлять Лаврова. Формального нарушения Конституции в этом нет, но у меня не вызывает сомнения, что этими решениями Путин показал, кто в доме хозяин.
Правда, Медведев пока не сделал ответного хода -- ведь ему тоже предстоит решать кадровые вопросы. Не думаю, что этот ход будет жестким. Скорее всего, в его администрации останутся путинские люди, в частности Владислав Сурков. Но момент кадрового противостояния групп влияния рано или поздно наступит.
|