|
|
N°81, 13 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Даже президенты поменялись местами"
Выборы главы сельского поселения выиграли сразу два кандидата
Кризис власти разразился в отдельно взятой деревне Амурской области. Уже третий месяц Нижнеильиновское сельское поселение Михайловского района живет в режиме двоевластия. Главами поселения себя считают 21-летний Александр Талалай, молодогвардеец, член партии «Единая Россия», недавний выпускник одного из местных университетов, и опытный хозяйственник Николай Сазоненко, занимавший руководящие посты в родной деревне уже много лет. Наперекосяк все пошло в день выборов главы села. Во втором туре, когда кандидатов осталось двое -- молодой претендент и последний глава, сердце электората разорвалось пополам. Каждый из кандидатов получил по 141 голосу. Ничья обернулась скандалом, которого еще не знала Амурская область.
Началось все с буквы закона. Точнее, с ее отсутствия. Ситуация с равенством голосов на выборах глав поселений в областном законодательстве отдельной статьей не прописана, объясняет заместитель председателя избирательной комиссии Амурской области Виктория Вискулова. «По закону, если ни один из кандидатов на должность главы не получает необходимого большинства голосов, выборы признаются несостоявшимися, -- комментирует сложившуюся в Нижней Ильиновке ситуацию г-жа Вискулова. Однако в муниципальной избирательной комиссии рассудили иначе. «Отсутствие большинства и равенство голосов -- разные вещи, -- уверена председатель этой комиссии Любовь Мудрак. В своем решении признать мартовские выборы в Нижней Ильиновке состоявшимися г-жа Мудрак руководствовалась нормой 138-го федерального закона о выборах депутатов в органы законодательной власти. Там сказано, что в случае равенства голосов победившим считается тот, кто зарегистрировался первым.
«Только у нас возник вопрос, -- рассказывает Александр Талалай, -- имеется ли здесь в виду заявление, поданное перед первым туром или вторым? Если перед вторым туром, то тут я был последним. Пока мы с волнением искали ответ на этот вопрос, ко мне подошел наш глава, мой конкурент, и сказал: «Можете ничего в законе не искать. Удачи!» И пожал мне руку. Так я и понял, что победил», -- вспоминает молодой поселковый голова.
Соперник Талалая Николай Сазоненко признает: в самом деле на следующий после второго тура день ему звонили из района и рекомендовали передать дела молодому коллеге. Экс-мэр уже было передал новому главе печать и сейф с бумагами. Но сторонники старой власти посоветовали председателю Сазоненко не сдаваться и искать правду. «Я обратился с заявлением в прокуратуру Михайловского района, где указал, что считаю действия председателя участковой избирательной комиссии Мудрак незаконными, требую аннулировать решение о признании Александра Талалая главой Нижнеильиновского сельского поселения и назначить перевыборы», -- перечисляет пункты своего протеста Николай Сазоненко.
Прокурор Михайловского района Амурской области Владимир Торлов сообщил, что его ведомство усмотрело нарушения в действиях муниципальной избирательной комиссии. По мнению правоохранителей, избирком не имел права применять норму из 138-го федерального закона, касающуюся выборов депутатов законодательных органов власти, к выборам органов власти исполнительной. Прокуратура потребовала отменить решение Михайловской избирательной комиссии об избрании Александра Талалая главой села Нижняя Ильиновка, а также признать мартовские выборы на территории этого сельского поселения незаконными. Однако районный суд удовлетворил только первую часть ходатайства. Тем самым еще более усугубив и без того непростую политическую ситуацию в маленькой деревне.
После вмешательства правоохранительных органов деревня оказалась на грани анархии. Кто есть кто -- главный вопрос нижнеильиновской демократии. В кабинете главы поселения до сих пор сидит Александр Талалай. Но право подписи осталось у главы действующего Николая Сазоненко -- любая бумага с подписью главы избранного до окончательного решения суда недействительна.
В деревне кипят почти шекспировские страсти. Г-н Талалай уверен: районные власти и прокуратура умышленно вставляют палки в колеса ему, самому молодому сельскому главе области. «Я ограничен... у меня руки связаны. Потому что давление такое, очень серьезное давление! Они просто не рассчитывали, что я такой крепкий орешек», -- сетует избранный глава.
Визави Талалая Николай Сазоненко все это время обивает пороги властных кабинетов в областном центре, пытаясь вернуть контроль над сельским поселением. «Господин Талалай не допускает меня к моему рабочему месту и всячески препятствует моим попыткам занять мой законный кабинет», -- жалуется действующий руководитель Нижней Ильиновки.
Немногочисленное сельское население Нижней Ильиновки разделилось на два клана еще в ходе мартовских выборов. Здесь, как и в любой другой деревне, каждый друг другу кум, сват и брат. Сторонники молодости, главным образом жители соседней Ярославки (она административно подчинена Нижней Ильиновке), в большинстве своем носят фамилию Талалай. Старому главе пеняют на то, что колхоз развалил, что молодежь из села уезжает в город, да и вообще "нехороший человек". Родственники и сторонники клана Сазоненко Александру Талалаю, естественно, ставят в упрек молодость, отсутствие опыта и то, что в армии не служил.
Однако даже самые непримиримые сторонники кланов Талалая и Сазоненко устали жить в двуглавой деревне. Из-за безвластия отключен свет в Доме культуры и в самой администрации. Приостановлено действие договоров, не выплачивается зарплата сотрудникам сельсовета. Одна из жительниц Нижней Ильиновки сетует по этому поводу: «Сейчас вон даже президенты поменялись между собой местами. Высший стал ниже, низший -- выше. Но они дружно живут! Почему в селе нельзя дружно жить?» Пока районная прокуратура готовится обжаловать половинчатое решение суда в вышестоящих инстанциях. А местные власти поговаривают: может, разделить два села Нижнюю Ильиновку и Ярославку и дать каждому главе по штурвалу?
Илья СЕРГЕЕВ, Амурская область